Теория:

Четвёртая информационная революция дала толчок к столь существенным переменам в развитии общества, что для его характеристики появился новый термин — «информационное общество».
Само название впервые возникло в Японии. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для её хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.
 
Академик В. А. Извозчиков предлагает следующее определение:
Будем понимать под термином «информационное» («компьютеризированное») общество то, во все сферы жизни и деятельности членов которого включены компьютер, телематика, другие средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда, открывающих широкий доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромной скоростью производить вычисления и перерабатывать любую информацию, моделировать реальные и прогнозируемые события, процессы, явления, управлять производством, автоматизировать обучение и т. д.
Не существует общепринятого критерия оценки полномасштабного информационного общества, однако известны попытки его формулирования.
 
Интересный критерий предложил академик А. П. Ершов: о фазах продвижения к информационному обществу следует судить по совокупным пропускным способностям каналов связи.
За этим стоит простая мысль: развитие каналов связи отражает и уровень компьютеризации, и объективную потребность общества во всех видах информационного обмена, и другие проявления информатизации. Согласно этому критерию, ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении действующей в нём совокупной пропускной способности каналов связи, обеспечивающей развёртывание достаточно надёжной междугородной телефонной сети.
 
Завершающая фаза — при возможности реализации надёжного и оперативного информационного контакта между членами общества по принципу «каждый с каждым». На завершающей фазе пропускная способность каналов связи должна быть в миллион раз больше, чем в первой фазе.
 
Согласно мнению ряда специалистов, США завершат в целом переход к информационному обществу к \(2020\) году, Япония и большинство стран Западной Европы — к \(2030 - 2040\) годам.
 
Вхождение России в информационное общество имеет свои особенности, связанные с современным этапом её развития. В России имеется ряд объективных предпосылок к переходу в состояние информационного общества. Среди них:
  • быстрое развитие материальной базы информационной сферы
  • информатизация многих отраслей производства и управления
  • активное вхождение в мировое сообщество, 
  • подготовленность общественного сознания и др.
Важно, что движение  России   к  информационному обществу реализуется государством как стратегическая, приоритетная цель, достижению которой способствует достаточно высокий кадровый и научно-технический потенциал России.
Проследим более детально существующие универсальные тенденции развития информационного общества.
Изменение структуры экономики и труда
Вторая половина \(XX\) века, благодаря информатизации, сопровождалась перетоком людей из сферы прямого материального производства в информационную сферу.
Промышленные рабочие, составлявшие в середине \(XX\) века более \(2/3\) населения, сегодня в развитых странах составляют менее \(1/3\).
 
Значительно разросся социальный слой, который называют «белыми воротничками» — это люди наемного труда, не производящие непосредственно материальных ценностей, а занятые обработкой информации (в широком смысле): учителя, банковские служащие, программисты и т. д. Так, к \(1980\) г. в сельском хозяйстве США было занято \(3%\) работающих, в промышленности — \(20%\) , в сфере обслуживания — \(30%\) , \(48%\) людей было занято в информационной сфере.

Самое главное, информатизация изменила и характер труда в традиционных отраслях промышленности. Появление робототехнических систем, повсеместное внедрение элементов микропроцессорной техники является основной причиной этого явления.

Приведём впечатляющий пример: в станкостроительной отрасли в США в \(1990\) г. было занято \(330\) тысяч человек, а к \(2005\) году осталось \(14\) тысяч человек.
Это произошло за счёт массового сокращения людей на сборочных линиях вследствие внедрения вместо них роботов и манипуляторов.
Еще одна характерная черта в этой сфере — появление развитого рынка информационных ресурсов и услуг. Этот рынок включает секторы:

1.  деловой  информации (биржевая, финансовая, статистическая, коммерческая информация);
2.  профессиональной информации (по отдельным профессиям, научно-техническая информация, доступ к первоисточникам);
3.  потребительской информации (новости, всевозможные расписания, развлекательная информация);
4.  услуг образования и др.
Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технологий
В основе информационной революции лежит взрывное развитие информационных и коммуникационных технологий, В этом процессе отчётливо наблюдается и обратная связь: движение к информационному обществу резко ускоряет процессы развития указанных технологий, делая их широко востребованными.
Однако сам по себе бурный рост производства средств вычислительной техники, начавшийся с середины \(XX\) века, не стал причиной перехода к информационному обществу. Компьютеры использовались сравнительно небольшим числом специалистов до тех пор, пока существовали обособленно. Важнейшим этапом на пути в информационное общество стало:
 
1.  создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных;
2.  появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей;
3.  выработка единых правил поведения в сетях и поиска в них информации.
 
Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание всемирной компьютерной сети Интернет.
Сегодня она представляет собой колоссальную и быстро растущую систему, число пользователей которой к началу \(2007\) года превысило \(1\) миллиард человек.
Необходимо отметить, что количественные характеристики Интернета устаревают быстрее, чем печатаются книги, в которых эти показатели приводятся.
Скорость роста числа пользователей Сети достаточно устойчиво составляет порядка \(20%\) в год. Первое место по количеству пользователей Интернета занимают США — примерно \(200\) миллионов американцев подключены к глобальной сети (все данные на начало \(2007\) года). На втором и третьем местах — Китай и Япония с \(111\) и \(87\) миллионами пользователей соответственно.
В России количество подключенных к Интернету составляет \(21,8\) миллиона, что на \(17,5%\) больше, чем в предшествующем году. Этот показатель позволил России занять \(11-е\) место в рейтинге самых интернетизированных стран, что является большим прогрессом по сравнению с ситуацией \(5-10\)-летней давности.
Следует, однако, учитывать, что «подключенный» не означает «регулярно пользующийся»; в статистике такого рода во всем мире есть трудности интерпретации данных.

По некоторым показателям, связанным с Интернетом, наша страна находится в числе лидеров. Так, по числу пользователей оптоволоконными сетями Россия стоит на первом месте в Европе.
Это объясняется тем, что при относительно позднем начале массовой интернетизации российским провайдерам было проще развивать новые и технологически более совершенные каналы доступа к Сети, чем модернизировать существующие.
 
Информационные и коммуникационные технологии постоянно развиваются.
Постепенно происходит универсализация ведущих технологий, т. е. вместо создания для решения каждой задачи собственной технологии разрабатываются мощные универсальные технологии, допускающие много вариантов использования.
Хорошо вам знакомый пример — офисные системы программного обеспечения, в которых можно производить множество разнообразных действий: от простейшего набора текста до создания специальных программ (скажем, начисления заработной платы с помощью табличного процессора).

Универсализации информационных технологий способствует широкое использование мультимедиа. Современная мультимедийная система способна объединить функции, например, компьютера, телевизора, радиоприемника, мультипроектора, телефона, автоответчика, факса, обеспечивая при этом и доступ к сетям передачи данных.
Совершенствование компьютерной техники приводит к персонализации и миниатюризации устройств хранения информации. Крошечные, умещающиеся на ладони устройства, имеющие все функции персонального компьютера, позволяют человеку обзавестись собственным универсальным справочником, объём информации в котором сопоставим с объёмом нескольких энциклопедий. Поскольку это устройство может быть подключено к сети, то оно же передаёт и оперативные данные, например, о погоде, текущем времени, состоянии пробок на дорогах и т. д.
Преодоление информационного кризиса
Информационный кризис — явление, которое стало заметным уже в начале \(XX\) века. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь велик, что недоступен обработке в приемлемое время.
Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится всё более ответственным делом, а оно невозможно без полноты информации.
Ускорение накопления общего объёма знаний происходит с удивительной быстротой. В начале \(XX\) века общий объём всей производимой человечеством информации удваивался каждые \(50\) лет, к \(1950\) году удвоение происходило каждые \(10\) лет, к концу \(XX\) века — уже каждые \(5\) лет, и это, судя по всему, не предел.

Приведём несколько примеров проявлений информационного взрыва. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут успевать в них ориентироваться, что порождает дублирование работ и иные неприятные последствия.

Часто оказывается проще заново сконструировать некоторое техническое устройство, чем найти документацию о нём в бесчисленных описаниях и патентах.
 
В результате наступает информационный кризис, проявляющийся в следующем:

1.  информационный поток превосходит ограниченные возможности человека по восприятию и переработке информации;
2.  возникает большое количество избыточной информации (так называемый «информационный шум»), которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;
3.  укрепляются экономические, политические и другие барьеры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).

Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедрение современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижает барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический характер (информация стоит денег), и юридический (информация имеет собственника), и ряд других.
Эта проблема комплексная и решается усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.

Политический руководитель, принимающий на высоком уровне ответственное решение, но не владеющий полнотой информации, легко попадет впросак, а последствия могут быть катастрофическими. Разумеется, одной информации в таком деле мало, нужны и адекватные методы политического анализа, но без информации они бесполезны.
Свобода доступа к информации и свобода ее распространения
Обсуждаемая проблема лежит больше в политической и экономической плоскоcтях, нежели в технической, поскольку современные информационные технологии чисто технически открыли безграничный простор для информационных обменов.
 
Без свободы доступа к информации информационное общество невозможно. Свобода доступа к информации и свобода её распространения — обязательное условие демократического развития, способствующее экономическому росту, добросовестной конкуренции на рынке. Лишь опираясь на полную и достоверную информацию, можно принимать правильные и взвешенные решения в политике, экономике, науке, практической деятельности.

Огромное значение имеет свобода распространения информации культурно-просветительного характера. Она способствует росту культурного и образовательного уровня общества.
Вместе с тем, проблема свободы доступа к информации имеет и противоположную сторону. Далеко не всякая информация государственной, корпоративной или личной значимости должна свободно распространяться. Каждый человек имеет право на личные тайны; точно так же государство или корпорация может иметь секреты, жизненно важные для их существования. Не должно быть свободы для распространения информации, пропагандирующей насилие и иные, неприемлемые для общества и личности, явления. Поиск компромисса между свободой доступа к информации и неизбежными ограничениями является непростой задачей.
Рост информационной культуры
Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий.
 
Целенаправленные усилия общества и государства по развитию информационной культуры населения являются обязательными при продвижении по пути к информационному обществу.
 
Одной из важных задач курса информатики является развитие элементов информационной культуры учащихся. Указанная задача носит комплексный характер, она не может быть решена только школой. Развитие элементов информационной культуры должно начинаться в детстве, в семье и проходить затем через всю сознательную жизнь человека, через всю систему образования и воспитания.

Информационная культура включает в себя гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Информационная культура должна стать частью общечеловеческой культуры. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать её полезность, достоверность и т. д.
Существенный элемент информационной культуры — владение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми — важный признак человека информационного общества.
Изменения в сфере образования
По мере продвижения к информационному обществу большие изменения происходят в сфере образования. Одна из принципиальных проблем, стоящих перед современным образованием — сделать его более доступным для каждого человека. Эта доступность имеет и экономические, и социальные, и технологические аспекты.
 
В силу своего динамизма информационное общество потребует от своих членов непрерывного, на протяжении десятков лет, обучения. Это позволит человеку не отставать от времени, быть способным сменить профессию, занять достойное место в социальной структуре общества. Экономически развитые страны уже сегодня встали на путь создания системы непрерывного образования, включающей дошкольное и школьное образование, профессиональное образование, систему профессиональной переподготовки и повышения квалификации, дополнительного образования и т. д. Уровень количественного и качественного развития образовательной системы позволяет судить о степени продвижения страны по пути к информационному обществу.
Изменение уклада жизни людей
Формирование информационного общества существенно отражается на повседневной жизни людей. По уже имеющимся примерам можно предвидеть, что изменения будут глубокими. Так, массовое внедрение телевидения в \(60-70\)-х годах \(XX\) века существенно изменило быт людей, причем не только в лучшую сторону. С одной стороны, у миллионов людей появилась возможность доступа к сокровищам национальной и мировой культуры, с другой — сократилось живое общение, стало больше стереотипов, насаждаемых телевидением, сузился круг чтения.
Опасности информационного общества
Восхищаясь возможностями, которые несёт информационное общество, не следует забывать о тех противоречиях, которые оно потенциально содержит и которые уже, по мере продвижения к нему, проявляются.
 
Следует понимать, что понятие «информационное общество» не лежит в том же круге понятий, которые связаны с понятиями «капитализм», «социализм» и пр., т.е. не указывает напрямую на характер отношений собственности и экономический уклад. Точно так же его не следует воспринимать как очередную утопию, сулящую всеобщее счастье.

Перечислим некоторые опасности и проблемы на пути к информационному обществу:

1.  реальная возможность разрушения посредством информационных технологий частной жизни людей и организаций;
 
2.  опасность всё большего влияния на общество средств массовой информации и тех, кто эти средства контролирует;

3.  проблема отбора качественной и достоверной информации при большом её объёме;

4.  проблема адаптации многих людей к среде информационного общества, к необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;

5.  столкновение с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия и действительность, создает у некоторых людей, особенно молодых, малоизученные, но явно неблагоприятные психологические проблемы;

6.  переход к информационному обществу не сулит каких-либо перемен в социальных благах и сохраняет социальное расслоение людей; более того, к существующим видам неравенства   может добавиться информационное неравенство, усилив тем самым социальную напряжённость;
 
7.  сокращение числа рабочих мест в экономике развитых стран, не компенсируемое полностью созданием новых рабочих мест в информационной сфере, ведёт к опасному социальному недугу — массовой безработице.
Источники:
И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер Информатика и ИКТ.10-11 классы. М: 2012, 221 c.