Теория:

Образование всегда играло важную роль в развитии общества. Возрождение народного образования и культуры стало значительным элементом процесса создания индустриального государства.
Успешное восстановление народного хозяйства БССР после освобождения от германских оккупантов было невозможным без восстановления всей системы образования. Основой стала общеобразовательная школа.
Во время Великой Отечественной войны на оккупированной территории Беларуси действовало около \(3\) тыс. школ, в которых обучались \(270\) тыс. детей. По количеству школ это в \(4\) раза меньше, чем до войны, а по количеству учеников — в \(6\) раз. Среди них преобладали начальные школы.
Во время германской оккупации школьные здания, а также оборудование были почти полностью уничтожены.
Для восстановления работы школ нужно было отремонтировать или заново построить школьные здания, наладить выпуск школьного оборудования, учебной литературы, подготовить учителей. Ремонтом и строительством школ занимались не только строители, но и учителя, родители учеников и даже военнослужащие. В результате в \(1945\)/\(1946\) учебном году ввести в действие \(80\) % от довоенного количества школ. Половина из них, преимущественно сельские, была восстановлена учителями, учениками и родителями.
В \(1950\)/\(1951\) учебном году школьная сеть в республике не достигла довоенного уровеня, так как происходило укрупнение школ. Количество учеников было меньшим, чем в довоенные годы, что явилось результатом больших потерь населения Беларуси в годы войны.
 
Belarus-4.jpg
 
Чтобы привлечь к учебе детей, которые в связи в годы войны не посещали школу в течение трех лет, в начальные школы принимали детей до \(15\)-летнего возраста, а в первой и второй классы — \(11\)-летних. Не все школы, особенно сельские, размещались в пригодных для обучения помещениях. Многие работали в частных домах и даже в землянках.
В первый учебный год в обновленных школах работало только около половины довоенного количества учителей. Предпринимались меры, чтобы быстрее обеспечить возвращение педагогических кадров из эвакуации. В школы на работу направлялись демобилизованные из армии бывшие учителя. В результате в \(1946\) г. количество учителей в Беларуси достигло более \(80\) % от довоенного.
В трудных условиях общеобразовательная школа Беларуси в сжатые сроки обеспечила всеобщее начальное образование. А в течение \(1949\)—\(1952\) гг. вводилось обязательное \(7\)-летнее обучение.
Создавались условия для образования рабочей молодежи. Для нее открывались школы рабочей и сельской молодежи. Произошел переход к обучению с \(7\)-летнего возраста вместо \(8\)-летнего, введена сдача экзаменов в \(4\)-х и \(7\)-х классах, а в \(10\)-м классе — экзамен на аттестат зрелости. В результате с середины \(1950\)-х гг. переход на всеобщее \(7\)-летнее обучение был в основном завершен, что подтверждало успешное преодоление последствий войны в школьном образовании. В западных областях БССР грамоте было обучено более \(370\) тыс. неграмотных и свыше \(500\) тыс. малограмотных.
Источники:
Фомин, В.М. История Беларуси, вторая половина 1940-х гг. — начало ХХІ в. : учеб. пособие для 11-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В.М. Фомин, С.В. Панов, Н.Н. Ганущенко ; под ред. В.М. Фомина. — Минск : Нац. ин-т образования, 2013.