Теория:

Карлсон за один день съел \(10\) банок варенья, а за второй день съел на \(3\) банки меньше. Сколько всего банок варенья съел Карлсон за два дня вместе?
 
malysh_karlson.jpg
 
По условию составим запись и выработаем план решения.
 
1 день 10 банок 2 день ? на 3 банки меньше, чем в 1 день  за 2 дня вместе?
 
Обрати внимание!
Анализируя эту схему, делаем вывод, что задача решается двумя действиями.
Сначала найдём ответ на вопрос:
 
1) Сколько банок варенья съел Карлсон за второй день?
На \(3\) банки меньше — это значит, отнять \(3\)!
\(10 - 3 = 7(б.)\) — столько банок варенья съел Карлсон за второй день.
Теперь знаем количество банок варенья, которое съел Карлсон за первый день и за второй день. Поэтому можно ответить на вопрос задачи.
 
2) Сколько всего банок варенья съел Карлсон за два дня вместе?
Вместе — это значит, сложить!
\(10 + 7 = 17\) — столько банок варенья съел Карлсон за два дня вместе.
 
Ответ: за \(2\) дня Карлсон съел \(17\) банок варенья.
 
Можно решение этой задачи записать и одним примером:
\((10 - 3) + 10 = 17\).
 
Первым действием в скобках ответим на первый вопрос, а вторым действием ответим на вопрос задачи.
Пример:
В клетке было \(7\) синих попугаев и \(8\) зелёных попугаев.
Продали \(5\) птиц. Сколько попугаев осталось в клетке?
Сразу на вопрос задачи ответить нельзя.
В ходе решения составим такую запись:
 
1) \(7+8=15\) (п.)
2) \(15-5=10\) (п.)
 
Ответ: \(10\) попугаев осталось в клетке.
 
Первым действием узнали общее количество птиц в клетке.
Вторым действием ответили на вопрос задачи, т.е. узнали количество попугаев, оставшихся в клетке.
Задачи в два действия — это составные задачи, в которых для нахождения искомого ответа нужно сначала вычислить одно неизвестное по имеющимся данным.
Источники:
Б.П.Гейдман, И.Э.Мишарина, Е.А. Зверева Математика. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений Первое полугодие. Издательство МЦНМО "Русское слово", Москва 2014