Теория:

Высшая нервная деятельность (ВНД)
Высшая нервная деятельность (ВНД) — это деятельность высших центров центральной нервной системы, обеспечивающая максимальную приспособленность человека к условиям окружающей среды.
 
Основу ВНД составляют сложные электрохимические процессы, которые происходят в нейронах коры больших полушарий. Мозг осуществляет связь нашего организма с внешней средой и обеспечивает постоянство внутренней среды в самом организме.
 
Основы научных представлений о высшей нервной деятельности изложены в работах И. М. Сеченова — «Рефлексы головного мозга», И. П. Павлова (теория условных и безусловных рефлексов), П. К. Анохина (теория функциональных систем) и многочисленный ряд других работ.
Особенности высшей нервной деятельности человека:
  • развитая психическая деятельность;
  • речь;
  • способность к абстрактно-логическому мышлению.
Начало созданию учения о высшей нервной деятельности было положено трудами великих русских учёных И. М. Сеченова и И. П. Павлова. 
 
Иван Михайлович Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» обосновал  универсальность принципа рефлекторной деятельности. Он пришёл к выводу, что любое действие человека начинается с возникновение возбуждения в органах чувств, затем находит продолжение в нервных явлениях, происходящих в мозге, и в результате приводит к определённым поведенческим реакциям.
Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии нервной системы.
И. М. Сеченов утверждал, что рефлексы головного мозга включают три звена:
  • первое, начальное звено — это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями.
  • Второе, центральное звено — процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозгу. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т. д.).
  • Третье, конечное звено — движения и действия человека, т. е. его поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
 
Сеченов пришёл также к выводу, что в мозге постоянно сменяются процессы возбуждения и торможения. Эти процессы взаимосвязаны и приводят к усилению или к ослаблению рефлексов. Сеченов также обратил внимание на факт, что существуют рефлексы, которые передаются от предков, и такие, которые появляются в процессе обучения. Его учение стало революционным событием и стало основой для дальнейшего изучения психических процессов.
 
Продолжателем идей И. М. Сеченова стал И. П. Павлов. Все рефлексы, возникающие в организме, Иван Петрович Павлов подразделил на безусловные и условные.
Безусловные рефлексы
Безусловные рефлексы наследуются потомством от родителей, сохраняются в течение всей жизни организма и воспроизводятся из поколения в поколение (постоянны). Они свойственны всем особям определённого вида, т. е. являются групповыми.
У безусловных рефлексов постоянные рефлекторные дуги, которые проходят через ствол головного мозга или через спинной мозг (для их осуществления необязательно участие коры больших полушарий головного мозга).
Различают пищевые, оборонительные, половые и ориентировочные безусловные рефлексы.
  • Пищевые: отделение пищеварительных соков в ответ на раздражение рецепторов полости рта, глотание, сосательные движения у новорождённого.
  • Оборонительные: отдёргивание руки, прикоснувшейся к горячему предмету или при болевом раздражении, кашель, чихание, мигание и др.
  • Половые: с половыми рефлексами связан процесс размножения.
  • Ориентировочный (его И. П. Павлов назвал рефлексом «что такое?») обеспечивает восприятие незнакомого раздражителя. Ориентировочный рефлекс появляется в ответ на новый раздражитель: человек настораживается, прислушивается, поворачивает голову, скашивает глаза, задумывается.
 
Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство его внутренней среды и происходит размножение.
Сложная цепь безусловных рефлексов называется инстинктом.
Пример:
мать выкармливает и защищает своего ребёнка, птицы строят гнезда — это примеры инстинктов.
Условные рефлексы
Наряду с наследственными (безусловными) существуют рефлексы, которые приобретаются каждым человеком в течение жизни. Такие рефлексы индивидуальны, и для их формирования необходимы определённые условия, поэтому они были названы условными.
Условные рефлексы — рефлексы, которые приобретаются человеком в течение всей жизни.
У млекопитающих животных и человека дуги условных рефлексов проходят через кору больших полушарий головного мозга.
Каждый условный рефлекс — это результат определённого опыта, привычки.
Пример:
чтение, езда на автомобиле, выделение слюны при виде и запахе пищи — всё это примеры условных рефлексов.
Эти рефлексы могут исчезать.
Новые условные рефлексы формируются на основе старых условных рефлексов.
 
table49.png