Теория:

Речь
И. П. Павлов разработал учение о первой и второй сигнальной системах.
Сигнальная система — это система нервных процессов, возникающих в головном мозге животных и человека, которые обеспечивает связь организма с внешней средой.
Первая сигнальная система обеспечивает восприятие окружающего мира через органы чувств. С помощью этой сигнальной системы вырабатываются условные рефлексы на самые разные сигналы.
 
Вторая сигнальная система появилась у человека в связи с развитием речи. В качестве сигналов в этой системе выступают слова, которыми можно характеризовать и обобщать разные признаки предметов и явлений. Словами можно описывать какие угодно процессы, характеризовать самые сложные ощущения. Словами человек обозначает всё, что воспринимает с помощью органов чувств.
 
Слово обладает обобщающей функцией.
Пример:
так, слово «стол» для ребёнка вначале обозначает определённый предмет — тот стол, за которым его кормят. Взрослея, ребёнок начинает называть тем же словом письменный стол отца, кухонный стол и стол для радиоприёмника. Теперь он обобщает словом «стол» все предметы, имеющие общие признаки стола. Таким образом, конкретное понятие становится обобщающим.
Для речи человека характерна очень высокая степень обобщения. Человек обобщает не только понятия о предметах (их свойствах и признаках), явлениях природы, но и свои ощущения, чувства, переживания. Человек думает словами. Речь человека становится аппаратом абстрактного мышления.
Развитие речи обусловило возможность абстрагирования, обобщения, оперирования понятиями.
Важное значение устной и письменной речи заключается в возможности передавать информацию другим людям, сохранять знания для будущих поколений. Через речь опыт одного человека становится доступным многим, и это делает возможным накопление и постоянное развитие научных знаний.
 
Способностью к обучению речи человек наделён от рождения. Ребёнок обучается говорить с \(5\)–\(7\) месяца первого года жизни до \(5\)–\(6\) лет. Язык, на котором будет говорить ребёнок, зависит от того, на каком языке говорят окружающие его люди. Если ребёнок изолирован от человеческого общества, способность к овладению речью пропадает, а его умственное развитие задерживается.
 
Речевые функции человека связаны с многими мозговыми структурами. Формирование устной речи человека связано с лобной долей левого полушария, письменной — с левыми височными и теменными долями. Правое полушарие отвечает за определение интонации речи, чувствительно к музыке, воспринимает форму, размеры предметов, их расположение в окружающей среде. Нервные волокна, связывающие симметричные участки правого и левого полушарий, обеспечивают их взаимодействие и согласованную работу.
Эмоции
Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей.
Эмоции бывают положительными и отрицательными.
Положительные эмоции (радость, счастье, удовольствие) возникают, если успешно удовлетворяется какая-нибудь потребность. Если же нет возможности достичь желаемого, то возникают отрицательные эмоции (разочарование, обида, страх).
 
Человек выражает эмоции не только словами, но также с помощью мимики и жестов, которые усиливают значение слов и помогают более точно передать свои мысли и чувства собеседнику.
 
1442414906_emotionsareenergy.jpg
 
Различные виды эмоций вызывают соответствующие физиологические изменения в организме.
  • Такие эмоции, как радость, гнев, предстартовое волнение, повышают мышечный тонус, выброс адреналина, усиление сердечно-сосудистой деятельности.
  • Страх, уныние могут сопровождаться понижением тонуса мышц, спазмами сосудов.
Изменения в деятельности внутренних органов одинаковы при сходных эмоциях у всех людей. Поэтому всем понятны такие выражения, как «от страха в пот ударило», «волосы встали дыбом», «мурашки по коже», «щемит сердце» или «от радости в зобу дыханье спёрло» и т. п. Физиологическое значение таких реакций, сопровождающих эмоции, очень велико. Они мобилизуют силы организма, приводят его в состояние готовности для успешной деятельности или для защиты.
 
Появление эмоциональных реакций связано с работой больших полушарий и отделов промежуточного мозга. Большое значение для формирования эмоций имеют височные и лобные доли коры. Лобная доля коры тормозит или активирует эмоции, т. е. управляет ими.
Индивидуальные особенности ВНД. Типы ВНД. Темперамент
И. П. Павлов сформулировал представление об индивидуальных типах ВНД. Он оценивал силу, уравновешенность и подвижность возбуждения и торможения.
  • Сила нервной системы проявляется в её работоспособности, т. е. устойчивости к длительному воздействию раздражителя.
  • Уравновешенность нервных процессов характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения.
  • Подвижность нервной системы — это быстрота и лёгкость сменяемости процессов возбуждения и торможения.
С учётом этих характеристик выделяют следующие типы ВНД (темперамента): холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Типы ВНД.png
  • Холерику характерен сильный, неуравновешенный тип нервной системы с преобладанием возбуждения над торможением. Это активный, эмоциональный, энергичный человек.
  • У сангвиника нервная система сильного, уравновешенного, подвижного типа. Человек с таким темпераментом спокойный, доверчивый, работоспособный и внимательный.
  • Флегматик обладает сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы. Обычно флегматики спокойны, медлительны, малоактивны. У них высокая работоспособность, но затруднено формирование новых навыков и привычек. 
  • Меланхолику характерен слабый тип нервной системы. Это малообщительный человек, неуверенный в своих силах. Он плохо приспосабливается к условиям среды, но способен к нестандартным творческим решениям.
Обычно в человеке сочетаются черты разных темпераментов, но доминирует один из них.
 
434237.jpg
 
Оценка темперамента имеет значение при выборе характера профессиональной деятельности.