Теория:

Интеллект
Для оценки умственных способностей человека часто используют термин «интеллект».
Интеллект — это совокупность психических способностей личности, направленных на  познание, осмысление и разрешение возникающих задач. 
Учёные выделяют три категории психических способностей:
  • технические — умение применять различные орудия труда и механизмы;
  • общественные — умение взаимодействовать с другими людьми;
  • умение применять различные символы и научные понятия.
Иногда ещё выделяют способности к творчеству.
 
Интеллект обычно оценивают с помощью тестов для определения коэффициента IQ (от англ. intelligence quotient). Среднее значение IQ примерно равно \(100\). \(25\) % людей имеют значение IQ меньше \(90\) и столько же — выше \(110\). Если коэффициент равен \(130\)–\(140\), то у человека высокий уровень способностей. Таких людей немного — примерно \(2\) %.
Обучение и память
Приобретение индивидуального опыта называют обучением. Обучение происходит благодаря памяти.
Память — это сложный психофизиологический процесс, связанный с приобретением человеком индивидуального жизненного опыта.
Память — это способность мозга сохранять информацию и воспроизводить её через некоторые промежутки времени.
Память позволяет извлекать и использовать сохранённые ранее сведения и использовать их для решения возникающих задач.  
 
В формировании памяти участвуют височные доли мозга, ретикулярная формация ствола мозга, гипоталамус.
 
В зависимости от времени сохранения информации различают память:
  • кратковременную — информация сохраняется в течении нескольких секунд, что позволяет запоминать небольшой объём информации;
  • долговременную — полученная информация может сохраняться всю жизнь. 
 
Кратковременная память подвержена влиянию внешних раздражителей. Если в момент запоминания отвлечь человека и переключить его внимание на что-нибудь другое, то вся информация из кратковременной памяти будет полностью утеряна. Вся информация, которая в кратковременной памяти находится более \(30\) секунд, сохраняется в долговременной памяти. Запоминанию способствуют сильные эмоции, которыми сопровождается то или иное событие.
Виды памяти
По преобладанию в процессах запоминания какого-либо анализатора различают следующие виды памяти:
  • двигательная;
  • зрительная;
  • слуховая;
  • осязательная;
  • смешанная.
Пример:
двигательная память связана с запоминанием тех или иных движений; на её основе формируются различные двигательные умения и навыки, необходимые в работе, спорте, письме, речи. Так, освоив в детском возрасте плавание или езду на велосипеде, человек может заниматься этим в любом возрасте.
 
В памяти человека сохраняются также чувства, образы и эмоции, которые он переживает.
Образная память — это хранилище звуков, запахов, зрительных представлений. Образная память помогает воспроизводить лица людей, картины природы, обстановку, запахи, звуки окружающей среды, музыкальные мелодии. Образная память важна для людей, занимающихся творчеством: актёров, музыкантов, писателей, художников.
Эмоциональная память — это запоминание пережитых эмоций и чувств. Благодаря эмоциональной памяти возможно сочувствие другому человеку.
Пример:
если человека укусила собака, то он чувствует боль и страх. В этот момент в его мозге и в железах внутренней секреции выделяются гормоны, которые вызывают реакцию на стрессовую ситуацию. Через много лет человек при виде собаки опять будет вспоминает и переживает то же состояние, так как в кровь опять будут попадать те же вещества, что и при реальном укусе.
Запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесённых слов — это словесная память.
 
Разные виды памяти дополняют друг друга. Для быстрого запоминания важно включать сразу несколько способов запоминания. Обычно одна и та же информация запоминается с помощью двух и более видов памяти.
 
Память может быть непроизвольной (запоминание идёт без усилий, как бы само собой; так запоминается то, что произвело сильное впечатление или имеет для человека большое значение).
Если человек осознанно старается запомнить материал, прилагая волевые усилия, используя специальные приёмы, говорят о произвольной памяти.
 
В дошкольном возрасте у детей преобладает непроизвольное запоминание. Произвольное запоминание активно формируется в школьные годы. Наибольшего развития память достигает к \(25\) годам, сохраняясь до \(50\) лет. Затем способность запоминать и вспоминать постепенно идёт на убыль. Профессиональная память сохраняется и в пожилом возрасте..