Теория:
Врождённое поведение
У животных и человека генетически заложены врождённые программы поведения. Эти программы сложились на основе исторического опыта. Они способствуют удовлетворению основных жизненных потребностей.
Пример:
у новорождённого ребёнка при погружении в воду происходит рефлекторная задержка дыхания. Этот рефлекс помогает не задохнуться во время родов. Через некоторое время он угасает.
На более сложном уровне врождённое поведение проявляется в инстинктах. Инстинкт — это цепочка взаимосвязанных безусловных рефлексов, обеспечивающих потребности организма в питании, размножении и др.
У некоторых животных известно такое явление, как запечатления (импринтинг). Это способность детёнышей, только появившихся на свет, запоминать признаки своих родителей.
Пример:
вылупившиеся из яйца цыплята, гусята, утята признают своей мамой первое живое существо, которое они увидят.
Явление запечатления наблюдается и у человека.
Пример:
известны случаи, когда новорождённый ребёнок оказывался среди животных. У такого человека на всю жизнь остаются повадки животных, ему трудно освоить человеческую речь и не удаётся обучиться письму.
Приобретённое поведение. Элементарная рассудочная деятельность
Самое простое приобретённое поведение основано на условных рефлексах. Взаимодействуя постоянно с окружающей средой, животное обучается находить пищу и укрытия, спасаться от врагов.
Но приобретённое поведение не сводится только к формированию условных рефлексов.
Пример:
бездомная собака никогда не бросится под движущуюся машину, несмотря на то, что условного рефлекса на такую ситуацию у неё нет.
И. П. Павлов, анализируя опыты на человекообразных обезьянах, писал: «Когда обезьяна строит свою вышку, чтобы достать плод, то это условным рефлексом назвать нельзя. Это есть случай образования знания, улавливания нормальной связи вещей».
Способность животных и человека улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, а также использовать знание этих закономерностей в новых условиях, была названа рассудочной деятельностью.
Рассудочная деятельность — это высшая форма приспособления к условиям среды. Благодаря ей организм не только приспосабливается к быстро меняющимся условиям среды, но может предвидеть эти изменения и учитывать их в своём поведении.
Высшего развития рассудочная деятельность достигает у человека и проявляется в виде мышления — совокупности умственных процессов, связанных с познанием.
Сознание и мышление человека
Высшей функцией человеческого мозга является сознание — отражение в мозге окружающей действительности. Это отражение может формироваться из слов, зрительных образов, математических знаков и др. совокупности сведений, которые называют знаниями.
Мышление — это познавательная деятельность, которая позволяет в обобщённом виде передать другим людям своё понимание окружающей действительности.
Основу мышления и сознания составляет анализ разнообразной информации, которая поступает в наш мозг от органов чувств и от внутренних рецепторов, воспринимающих любые изменения внутри организма.
В процессе мышления формируются понятия. Чем активнее и глубже процесс познания, тем глубже формируемые понятия, их содержание и смысл.
Пример:
понятие «клетка», сформированное учеником \(6\) класса, развивается на протяжении нескольких лет. В результате выпускник школы имеет значительно более глубокое представление о клетке как биологической системе, чем шестиклассник.
Поведение человека
Выбор той или иной формы поведения и животных, и человека определяется жизненными потребностями.
- У человека от рождения есть жизненно важные базовые потребности в воде, пище, в контактах с другими людьми. Человек не сможет выжить, если базовые потребности не удовлетворять.
- С возрастом появляются вторичные потребности: материальные и духовные (желание вкусно поесть, носить красивую одежду, послушать любимую музыку, посмотреть новый спектакль и др.). Эти потребности у всех людей разные, они зависят от характера, воспитания и возможностей человека.
Потребности вызывают изменения в работе мозга. Некоторые его структуры переходят в возбуждённое состояние, и формируется мотивация, т. е. побуждение к действиям, которые приведут к удовлетворению потребности.
Мозг человека не способен одновременно эффективно работать на основе большого числа мотиваций. Всегда на первом месте находится какая-то наиболее значимая мотивация, которую и необходимо удовлетворить, а потом уже переключаться на что-то другое.
Удовлетворение потребностей связано с таким явлением как доминанта. Ввёл это понятие в физиологию высшей нервной деятельности русский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский. Он утверждал, что при формировании потребности в головном мозге образуется устойчивый очаг возбуждения (доминанта). Этот очаг объединяет разные структуры мозга, которые работают взаимосвязано и согласованно до тех пор, пока не произойдёт удовлетворение данной потребности.
Доминанта тормозит возникновение возбуждения в других частях мозга. Она функционирует до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая её потребность. Доминанта лежит в основе внимания, она позволяет человеку сосредоточиться на выполнении главной задачи.
Пример:
увлечённый важным делом человек не видит и не слышит ничего, что происходит рядом. Когда же главная жизненная задача выполнена, доминанта угасает, а организм создаёт новые функциональные системы для решения других задач и удовлетворения новых потребностей.
Источники:
Иллюстрации:
http://school-collection.edu.ru