Теория:

Жизнедеятельность организмов оказывает существенное влияние на окружающую среду и изменяет её состав и свойства. От живых организмов зависит содержание кислорода и углекислого газа в воздухе, количество перегноя и минеральных веществ в почве и даже климат отдельных участков земной поверхности.

Самое простое действие жизни на среду проявляется в её механическом изменении.
Пример:
строя норы, прокладывая ходы, животные сильно изменяют свойства грунта. Почва изменяется и под действием корней высших растений: она укрепляется, становясь менее подверженной разрушению потоками воды или ветром.
 
Живущие в толще воды мелкие рачки, личинки насекомых, моллюски, многие виды рыб имеют своеобразный тип питания, который называется фильтрацией. Пропуская через себя воду, эти животные непрерывно отцеживают из неё пищевые частицы, содержащиеся в твёрдых взвесях. Эту деятельность можно сравнить с работой гигантского фильтра, ведущего постоянную очистку природных вод.
Механическое воздействие, однако, гораздо слабее по сравнению с воздействием организмов на физико-химические свойства среды.
Пример:
наибольшая роль здесь принадлежит зелёным растениям, формирующим химический состав атмосферы. Фотосинтез — главный механизм поставки кислорода в атмосферу, тем самым он обеспечивает жизнь огромному количеству организмов, включая и человека.
Во многом благодаря деятельности живых существ происходит образование таких газов, как азот, оксид углерода (углекислый газ), аммиак.
Растения постоянно поглощают из почвы воду и испаряют её, поддерживая на определённом уровне водный режим окружающей среды. Наличие зелёных растений способствует постоянному увлажнению воздуха. Растения сглаживают перепады температуры над почвой, изменение влажности. Всё это создаёт определённый, комфортный микроклимат, оказывающий благотворное воздействие на обитающие здесь организмы.
 
Живое вещество изменяет и физические свойства среды, её термические, электрические и механические характеристики.
 
Организмы оказывают решающее влияние на состав и плодородие почв.
Пример:
благодаря их деятельности, в частности в результате переработки организмами мёртвых корней, опавших листьев, иных омертвевших тканей, в почве образуется гумус — лёгкое пористое вещество бурого или коричневого цвета, содержащее основные элементы питания растений. В образовании гумуса участвует множество живых организмов: бактерий, грибов, простейших, клещей, многоножек, дождевых червей, насекомых и их личинок, пауков, моллюсков, кротов и др. В процессе жизнедеятельности они превращают остатки живых организмов в гумус и тем самым повышают плодородие почвы.
Живые организмы перемещают на Земле огромные количества разных веществ.
 
По закону всемирного тяготения неживое вещество может перемещается только сверху вниз. Сверху вниз падает дождь и снег, течёт вода в ручьях и реках, движутся лавины. В обратном направлении вещества перемещаются на Земле благодаря живым организмам.
Пример:
проходные рыбы во время нереста перемещают против течения огромные массы органических веществ. Птицы, питающиеся морскими животными, вместе с экскрементами возвращают на сушу те химические элементы, которые реки выносят с суши в море. Растения всасывают воду и минеральные соли из почвы и поднимают их в наземные органы.
Живые организмы оказываются, таким образом, важнейшим звеном в глобальном переносе химических элементов — постоянно происходящем в биосфере круговороте веществ.