Теория:

Стокгольмская  конвенция  о  стойких  органических  загрязнителях — это глобальное соглашение по защите здоровья человека и окружающей среды от стойких органических загрязнителей, которые распространяются на большие расстояния, пересекая национальные границы, накапливаются в жировых тканях человека и других живых организмов и оказывают отрицательное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Воздействие СОЗ может иметь серьезные последствия для здоровья, включая развитие определенных типов рака, врожденные пороки развития, поражение иммунной и репродуктивной систем, повышение восприимчивости к заболеваниям, расстройства центральной и периферической нервной системы и т.д.

Для решения этой глобальной проблемы 22  мая  2001  года была принята Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях, вступившая в силу 17  мая  2004 года.
Обрати внимание!
Конвенция требует от подписавших ее сторон прекращения или сокращения выбросов СОЗ в окружающую среду. СОЗ, согласно Стокгольмской конвенции должны быть запрещены для использования, производство их должно быть прекращено, а все запасы уничтожены, кроме того, их запрещается перевозить через границы стран, признающих Стокгольмскую конвенцию о СОЗ.
Стокгольмская конвенция о СОЗ является основой для разрешения серьезных проблем, связанных с существованием долговечных вредных веществ.

В индустриальных странах производство и применение СОЗ уже полностью  запрещены или в значительной степени ограничены. В то же время, во многих развивающихся странах и в странах с переходной экономикой СОЗ все еще производятся либо используются как пестициды в сельском хозяйстве, в качестве средств для обработки древесины, для борьбы с малярией или в промышленности.
Ядовитые диоксины и фураны образуются непреднамеренно как побочные продукты в химической промышленности, при сжигании мусора, а также в крематориях.

Следующей очень существенной проблемой, которая должна быть решена с помощью Стокгольмской конвенции, является ликвидация  запасов  СОЗ. Многие сотни тысяч тонн устаревших и более не применяемых ядовитых веществ хранятся часто в неконтролируемых и небезопасных условиях. Так, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (FAO), за последние 30 лет токсичные соединения накопились в огромных количествах и продолжают  накапливаться; в их числе — пестициды Альдрин, Хлордан, ДДТ, Дильдрин, Эндрин и Гептахлор, являющиеся предметом Стокгольмской конвенции. Например, в Африке токсичные вещества хранятся часто в обычных глиняных или соломенных хижинах. Нередко для хранения этих веществ используются ржавые и негерметичные металлические контейнеры. Следствие этого — отравления людей и существенный ущерб для окружающей среды.
Конвенция о СОЗ направлена на решение глобальных экологических проблем, вызванных действием стойких органических вредных веществ, и предотвращение дальнейшего ущерба здоровью человека и животных.
Осуществление Конвенции приведет к тому, что будут прекращены производство и применение СОЗ, ликвидированы запасы СОЗ, и, что особенно важно, будет предотвращено попадание новых СОЗ в окружающую среду.
Однако успешный результат всецело зависит от того, будут ли проведены требуемые мероприятия во всем мире, и будут ли выполняться предусмотренные Конвенцией обязательства ведущих индустриальных государств в отношении поддержки бедных и не обеспеченных ресурсами стран.
Содержание конвенции
Конвенция о СОЗ состоит из трех частей:
  • Преамбулы, которая описывает цель, предысторию и рамки Конвенции,  
  • 30 статей, составляющих собственно текст закона,  
  • шести Приложений (A-F), в которых конкретизируются важные положения текста закона.

В преамбуле разъясняется, почему Конвенция должна не только срочно вступить в силу, но и как можно скорее воплощаться в жизнь, и почему прекращение производства и использования СОЗ может быть осуществлено только в том случае, если в качестве их заменителей будут использованы существующие или разработаны новые экологически безопасные альтернативные процессы и химические вещества.

Особо подчеркнуто, что СОЗ представляют проблему не только локально в месте применения, но и распространились уже повсемумиру.

В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не должно быть причиной для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды.

В преамбуле определены стороны, ответственные за решение проблем. Ими являются договаривающиеся стороны и, особенно, представители правительств. В данном контексте "Сторона" означает государство, которое дало свое согласие быть связанным обязательствами настоящей Конвенции и для которой эта Конвенция вступила в силу.

Подчеркнуто, что проблемы должны решаться на всех этапах жизненного цикла СОЗ, от образования до уничтожения. Кроме того, ответственным является также частный сектор, в особенности промышленные предприятия, которые используют, производят или выбрасывают СОЗ во внешнюю среду. Другие неправительственные организации, в частности экологические, и общественность в целом также должны внести свой вклад.

Стокгольмская конвенция выделяет две категории СОЗ:
  1. преднамеренно производимые СОЗ, производство и использование которых подлежит:
    а) ликвидации в соответствии с положениями приложения А;  или  b) ограничению в соответствии с положениями приложения В;
  2. непреднамеренно производимые СОЗ, в отношении которых Сторонам надлежит принимать предусмотренные меры, направленные на сокращение совокупных выбросов из антропогенных источников в целях их постоянной минимизации и, если это осуществимо, окончательного устранения.

Конвенция обязывает Стороны прекратить или ограничить  производство и использование преднамеренно производимых СОЗ с оговорками, касающимися ДДТ и ПХД. ДДТ включен в приложение об ограничении использования, то есть может производиться и использоваться только для борьбы с переносчиками инфекций. При этом создан открытый реестр пользователей и производителей ДДТ, а также оказывается поддержка в разработке безопасных, эффективных, доступных и экологичных альтернатив. Конвенция запрещает  производство  новых ПХД и предусматривает поэтапный вывод из обращения электрического оборудования, в котором содержатся большие количества этих веществ, к 2025 г.

Конвенция запрещает оборот СОЗ, производство и использование которых было прекращено Сторонами. Экспорт таких веществ разрешен только с целью экологичного уничтожения. Экспорт СОЗ, производство или использование которых продолжается в одной или более странах — сторонах СК в порядке исключения разрешен только в страны — Стороны конвенции, в которых использование СОЗ разрешено, и в страны, не являющиеся Сторонами конвенции, которые могут представить свидетельство о минимизации или предотвращении выбросов СОЗ в атмосферу, а также об экологичном уничтожении СОЗ.

Перечисленные выше требования не  распространяются на следующие виды преднамеренно производимых СОЗ:
  • лабораторные реагенты или образцы;
  • микропримеси, содержащиеся в продуктах и изделиях;
  • вещества, используемые в закрытых системах и процессах на ограниченной площади;
  • вещества, содержащиеся в изделиях, которые были произведены или находились в эксплуатации на момент вступления конвенции в силу для определенной Стороны.

В индивидуальном порядке Сторонам могут быть выданы разрешения на использование СОЗ в особых случаях. Такие исключения пересматриваются и утрачивают силу через пять лет, если Конференция Сторон не решит иначе.

14. Непреднамеренные выбросы СОЗ.jpg
Непреднамеренные выбросы СОЗ

Конвенция призывает Стороны принимать определенные меры по сокращению выбросов непреднамеренно производимых СОЗ с целью постепенного уменьшения их количества и по возможности полного уничтожения. В частности, страны обязуются:
  • разрабатывать государственные планы  действий  по  борьбе  с  выбросами таких СОЗ;
  • пропагандировать разработку  профилактических  мер;
  • переходить на передовые  технологии в новых источниках загрязнения (например, в установках сжигания коммунально-бытовых, медицинских и опасных отходов);
  • продвигать передовые технологии и экологические  методы в отношении других новых и существующих источников загрязнения.

Помимо прочего Стокгольмская конвенция обязывает Стороны разрабатывать оптимальные стратегии обнаружения:
  • запасов, которые полностью или частично состоят из преднамеренно производимых СОЗ;
  • используемых продуктов и изделий, а также отходов, которые полностью или частично состоят из СОЗ или загрязнены ими;
  • участков, загрязненных СОЗ.
Стороны обязуются проводить меры по экологичной утилизации СОЗ-содержащих отходов, включающих уничтожение  и обезвреживание. Несмотря на отсутствие прямого требования, восстановление загрязненных площадок также должно проводиться экологичными методами.

В конвенции определены обязательства  сторон в отношении ПХД:
  • прекратить использование ПХД к 2025 году;
  • обеспечить обезвреживание отходов, содержащих ПХД, к 2028 году;
  • выявить и промаркировать оборудование, содержащее ПХД;
  • выявить отходы (субстраты) с концентрацией ПХД более 50 мг/кг;
  • не применять оборудование, содержащее ПХД, на предприятиях по производству кормов и продуктов питания;
  • использовать ПХД только в неповрежденном и герметичном оборудовании;
    обеспечить контроль за использованием оборудования и своевременным выявлением утечек ПХД;
  • не допускать рекуперации (повторного использования) ПХД;
    способствовать выявлению и восстановлению нарушенного состояния территорий, загрязненных ПХД.
Каждая из сторон, согласно статье  7 Стокгольмской конвенции, обязана разрабатывать и осуществлять план выполнения своих обязательств, предусмотренных конвенцией, регулярно его пересматривать и обновлять, сотрудничасть при необходимости с другими Сторонами, а также проводить консультации со своими национальными заинтересованными сторонами.
Таким образом Конвенция обеспечивает возможность для многочисленных участников делать одно общее дело.
Конвенция о СОЗ распространяется на все те химические вещества, которые перечислены в приложениях A, B и C. Сначала это были 12 веществ («Грязная дюжина»), впоследствии были включены с некоторыми оговорками еще 9 веществ.

Приложение  А устанавливает, какие химические вещества во всем мире должны быть устранены или запрещены, а также перечисляет ограниченные во времени исключения.

Приложение  B перечисляет химические вещества, разрешенные пока для некоторых ограниченных целей, так как альтернативы в настоящее время им нет в связи с социальными или экономическими причинами.

Приложение  C называет вещества, неумышленно выделяемые в окружающую среду, образование которых может быть предотвращено только путем изменения производственных процессов и процессов сжигания.

Условия, при которых химические вещества включаются в приложения A, B и C, более детально определяются в последующих приложениях D, E и F. Будет ли включено химическое вещество в приложения A, B и/или C, решает Конференция Сторон. При этом решении должен учитываться принцип принятия мер предусмотрительности.

Следующим важным элементом Конвенции о СОЗ является взаимный  обмен  информацией. На международном уровне должны предоставляться сведения о:
сокращении и, соответственно, ликвидации СОЗ в областях производства,  использования и выбросов, альтернативах СОЗ, включая риски, а также экономические и социальные издержки.

Информация, касающаяся вопросов здоровья и безопасности человека и окружающей среды, не может быть конфиденциальной. Стороны осуществляют обмен информацией непосредственно друг с другом или через Секретариат.

Конвенция предусматривает, что каждая Сторона в рамках своих возможностей и с учетом различных общественных целевых групп, проводит мероприятия по повышению уровня осведомленности и квалификации лиц,  принимающих решения, рабочих, служащих, техников, инженеров, ученых и общественности в целом. Каждый человек должен внести свой вклад в осуществление Конвенции. Стороны обязаны создать регистры выбросов и переноса загрязнителей, что необходимо для сбора и распространения информации о ежегодных объемах выбрасываемых и распространяемых вредных веществ.
 
Таким образом:
  •  Конвенция запрещает оборот СОЗ, производство и использование которых было прекращено Сторонами. Экспорт таких веществ разрешен только с целью экологичного уничтожения.
  •  Экспорт СОЗ, производство или использование которых продолжается в одной или более странах — сторонах Конвенции в порядке исключения разрешен только в страны — Стороны Конвенции, в которых использование СОЗ разрешено, и в страны, не являющиеся Сторонами Конвенции, которые могут представить свидетельство о минимизации или предотвращении выбросов СОЗ в атмосферу, а также об экологичном уничтожении СОЗ.
Смогут ли экономически слабые развивающиеся страны достичь целей,  предусмотренных Конвенцией, зависит в значительной степени от поддержки развитых государств —финансовой и технической помощи и передачи инноваций.