Теория:
А6, А7. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.
Максимальное количество баллов за задания: 2 из 30.
Предлагается задание на нахождение первого предложения текста из четырех предложенных вариантов.
В лингвистике под текстом понимается внутренне организованная последовательность отрезков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению. Предложения в тексте должны быть связаны между собой по смыслу: последующие предложения должны вытекать из предыдущих.
Предлагается задание на нахождение первого предложения текста из четырех предложенных вариантов.
В лингвистике под текстом понимается внутренне организованная последовательность отрезков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению. Предложения в тексте должны быть связаны между собой по смыслу: последующие предложения должны вытекать из предыдущих.
К основным признакам текста относятся:
- Тематическое единство, при котором все предложения и части текста служат для раскрытия его темы и основной мысли.- Развёрнутость – развитие темы и реализация основной мысли текста через подтемы и микротемы.
- Последовательность текста предполагает, что элементы содержания текста группируются по определенной схеме – композиции текста, которая, в свою очередь, зависит от того, какой тип речи лежит в его основе:
Пример:
повествование, описание, рассуждение, комбинированный тип речи.
- Связность – признак текста, проявляющийся в смысловой последовательности предложений и абзацев.
- Завершенность – признак текста, проявляющийся в полном раскрытии замысла автора, в возможности восприятия новой информации.
- Завершенность – признак текста, проявляющийся в полном раскрытии замысла автора, в возможности восприятия новой информации.
Признаки текста, как последовательность и связность
Предложения и части текста связываются друг с другом по смыслу, при помощи определенных языковых средств, основными из которых являются:
• лексический повтор;
• однокоренные слова, синонимы (в том числе контекстуальные), антонимы;
• местоимения и наречия, указывающие на предшествующее слово или на содержание предшествующих предложений;
• местоимения или наречия, указывающие на последующее слово или на содержание последующих предложений;
• единственно временных форм глаголов-сказуемых в предложениях определённой части текста, родо-видовые слова;
• союзы в присоединительной роли;
• обстоятельства (особенно места и времени), относящиеся к нескольким последующим предложениям;
• однотипность строения предложений (синтаксический параллелизм).
Основных видов связи предложений в тексте два (цепная и параллельная). При первом из них в каждом последующем предложении повторяется какой-либо смысловой элемент предыдущего, при втором – не связанные между собой предложения связаны общей темой, смысл этих предложений ясен и без контекста, их зачастую (кроме первого) можно менять местами.
В пределах одной микротемы (абзаца) могут встречаться оба типа связи: и цепная, и параллельная.
Тема текста – предмет речи, обобщенное содержание текста, т.е. то, о чем говорится в высказывании. Основная мысль (идея) текста – это главное, что хочет выразить автор, авторский взгляд и позиция.
Подтема - обеспечивает широту охвата текста, микротема - охватывает глубину раскрытия темы.