Теория:
После Второй мировой войны производство синтетических химических веществ стало активно расти. Это привело к тому, что химическая промышленность впервые была выделена как отдельная отрасль промышленности. Уже в 1950-х годах значительно увеличилось использование пестицидов и удобрений в сельском хозяйстве как промышленно развитых стран, так, чуть позже, и в развивающихся странах. В то же время большие объемы синтетических химикатов начинают использоваться в товарах общего потребления и в промышленной продукции.

Интенсивное использование химических веществ во всех сферах жизнедеятельности получило глобальный характер. Вместе с этим, глобальный характер приобрела проблема безопасности, связанная с обращением химических веществ.

На Всемирном саммите по устойчивому развитию (ВСУР), состоявшемся 26 августа — 4 сентября 2002 г. в Йоханнесбурге, была поставлена цель: к 2020 г. химические вещества должны производиться и использоваться таким образом, чтобы свести к минимуму неблагоприятные последствия их воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
Одним из важнейших итогов проведения саммита стало принятие Плана выполнения решений ВСУР. Этот план включал раздел по рациональному регулированию химических веществ и, в частности, призывал правительства разработать Стратегический подход к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ/SAICM).
Обрати внимание!
С 1970 г. по 2010 г. уровень производства и поставок химической продукции во всем мире увеличился почти в 25 раз, с 170 млрд $ до более 4 трлн $! (“Global Chemicals Outlook”, 2012).

Одной из особенностей развития химической промышленности является более интенсивный рост в развивающихся странах и странах с переходной экономикой в отличие от развитых стран. Все это несет дополнительные риски.
После совершения ряда научных открытий ученые осознали всю опасность воздействия токсичных химических веществ на здоровье человека и экосистемы. Во многих странах это привело к давлению общественности на правительства с требованиями осуществить регулирование и контроль обращения пестицидов, токсичных химических веществ и других токсичных загрязнителей. В ответ на эту обеспокоенность правительства стран стали разрабатывать комплексное природоохранное законодательство. Многие страны впервые создали природоохранные министерства и агентства по охране окружающей среды.
Большинство высоко развитых индустриальных государств приняли законы и нормативно-правовые акты по прекращению и запрещению производства и использования таких стойких органических загрязнителей (СОЗ), как ДДТ и ПХД. Многие запретили также содержащие свинец краски для внутреннего потребления и начали постепенно ликвидировать свинецсодержащие добавки в бензине. В целом многие страны начали регулировать и контролировать использование пестицидов и приняли законы по контролю токсичных веществ, загрязнению воды, воздуха и управлению отходами. Однако, в большинстве случаев, развивающиеся страны отставали в этой работе.
В 1972 году в ответ на возрастающую озабоченность в обществе проблемами, связанными с антропогенным воздействием на окружающую среду, Организация Объединенных Наций (ООН) организовала международную конференцию, в результате которой была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию. В 1989 году этой комиссией была предложена концепция устойчивого развития (sustainable development).
После совершения ряда научных открытий ученые осознали всю опасность воздействия токсичных химических веществ на здоровье человека и экосистемы. Во многих странах это привело к давлению общественности на правительства с требованиями осуществить регулирование и контроль обращения пестицидов, токсичных химических веществ и других токсичных загрязнителей. В ответ на эту обеспокоенность правительства стран стали разрабатывать комплексное природоохранное законодательство. Многие страны впервые создали природоохранные министерства и агентства по охране окружающей среды.
Большинство высоко развитых индустриальных государств приняли законы и нормативно-правовые акты по прекращению и запрещению производства и использования таких стойких органических загрязнителей (СОЗ), как ДДТ и ПХД. Многие запретили также содержащие свинец краски для внутреннего потребления и начали постепенно ликвидировать свинецсодержащие добавки в бензине. В целом многие страны начали регулировать и контролировать использование пестицидов и приняли законы по контролю токсичных веществ, загрязнению воды, воздуха и управлению отходами. Однако, в большинстве случаев, развивающиеся страны отставали в этой работе.
В 1972 году в ответ на возрастающую озабоченность в обществе проблемами, связанными с антропогенным воздействием на окружающую среду, Организация Объединенных Наций (ООН) организовала международную конференцию, в результате которой была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию. В 1989 году этой комиссией была предложена концепция устойчивого развития (sustainable development).
Обрати внимание!
В 1992 г. на Конференции ООН (Рио-де-Жанейро) была принята программа действий «Повестка дня XXI век».
В рамках данной программы представители 179 государств поддержали и приняли концепцию устойчивого развития — своеобразную экологическую программу на новое столетие. Представители практически всех государств подчеркнули очевидную связь между экологией, безопасностью, экономикой, уровнем и качеством жизни. Сочетание вопросов мирового экономического развития с охраной окружающей среды является определяющим условием дальнейшего существования человечества.

Рациональное регулирование химических веществ было включено в качестве целевой программной области в Повестку дня на XXI век.
Через 10 лет, в 2002, г. на Всемирном саммите (встреча на высшем уровне) по устойчивому развитию (ВСУР) в Йоханнесбурге, ЮАР, была согласована Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию и План выполнения решений ВСУР.
На Всемирном саммите по устойчивому развитию (ВСУР), состоявшемся 26 августа — 4 сентября 2002 г. в Йоханнесбурге, была поставлена цель: к 2020 г. химические вещества должны производиться и использоваться таким образом, чтобы свести к минимуму неблагоприятные последствия их воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
Одним из важнейших итогов проведения саммита стало принятие Плана выполнения решений ВСУР. Этот план включал раздел по рациональному регулированию химических веществ и, в частности, призывал правительства разработать Стратегический подход к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ/SAICM).
Результатом реализации Плана выполнения решений ВСУР стала программа «Стратегический подход к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ)», принятая в 2006 году на Дубайской конференции. На сегодняшний день СПМРХВ является базовым документом для регулирования химических веществ на глобальном уровне.
Стратегический подход к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ) является добровольной политической основой для содействия рациональному регулированию химических веществ на протяжении всего их жизненного цикла и, в частности, для достижения цели, поставленной в Йоханнесбурге в 2002 году: «К 2020 году химические вещества производятся и используются таким образом, чтобы свести к минимуму значительные неблагоприятные воздействия на здоровье человека и окружающую среду». Этот добровольный процесс международного сотрудничества объединяет обязанности и возможности всех соответствующих заинтересованных сторон, включая правительства, промышленность и гражданское общество.
Наряду с программой СПМРХВ существует несколько основных международных конвенций и резолюций по химическим веществам, где изложены принципы и рекомендации в области производства, перемещения, использования и удаления химических веществ с целью уменьшения их воздействия на окружающую среду и здоровье человека:
Наряду с программой СПМРХВ существует несколько основных международных конвенций и резолюций по химическим веществам, где изложены принципы и рекомендации в области производства, перемещения, использования и удаления химических веществ с целью уменьшения их воздействия на окружающую среду и здоровье человека:
- Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 г.
- Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, 1989г.
- Роттердамская конвенция (PIC) о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле, 1998 г.
- Стокгольмская конвенция о СОЗ (стойкие органические загрязнители), 2001 г.
- Минаматская конвенция о ртути, 2013 г
Источники:
https://www.shutterstock.com/ru/image-photo/produce-synthetic-rubber-241498912?irgwc=1&utm_medium=Affiliate&utm_campaign=Hans%20Braxmeier%20und%20Simon%20Steinberger%20GbR&utm_source=44814&utm_term
https://pixabay.com/ru/изменено-помидор-генетически-1744952/
https://pixabay.com/ru/эксперимент-химия-жидкость-ученый-217201/