Теория:
Для Республики Беларусь становятся все более приоритетными вопросы химической безопасности и участие в их решении на международном уровне. Наша страна является стороной (либо подписала и планирует присоединение) целого ряда международных соглашений, целью которых является регулирование химических веществ.
Базельская конвенция (1989 г.) оговаривает методы контроля за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. В частности, глобальный документ устанавливает, что утилизация отходов должна осуществляться как можно ближе к источнику их образования, то есть трансграничное перемещение необходимо свести к минимуму.
Участники Стокгольмской конвенции (2001 г.) о стойких органических загрязнителях (СОЗ) обязались запретить производство и использование девяти химических веществ (в 2009 г. этот список был увеличен вдвое) и разработать программы по снижению непреднамеренного образования диоксинов и фуранов.
Основная цель Роттердамской конвенции (1998 г.), подписанной 169 странами, — регулировать процесс торговли опасными химическими веществами путем облегчения обмена информацией об их свойствах и принятия решений в отношении экспорта и импорта.
Минаматская конвенцияо ртути (2013 г.) — межгосударственный договор, направленный на защиту здоровья людей и окружающей среды от антропогенных выбросов и высвобождений ртути и её соединений, которые могут приводить к отравлениям ртутью.
Республика Беларусь присоединилась к Стокгольмской конвенции в 2004 г. Национальной организацией, ответственной за ее выполнение, является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Сформирован координационный совет из представителей ключевых государственных органов (Минсельхозпрод, Министерство здравоохранения, НАН Беларуси). Первый национальный план действий утвержден в июне 2007 г. Его основные направления: вывод из эксплуатации и ликвидация к 2025 г. всего ПХБ содержащего оборудования и отходов, обезвреживание до 2028 г. непригодных пестицидов, принятие мер по снижению непреднамеренных выбросов стойких органических загрязнителей.
Параллельно с улучшением нормативно-правовой базы проводились и конкретные действия. Так, ликвидировано захоронение непригодных пестицидов в д. Гершоны Брестского района, выполнены мероприятия по оборудованию защитной зоны других захоронений, что значительно сократило попадание опасных химических веществ в окружающую среду. Кроме того, усилены лаборатории Минприроды для проведения исследований содержания СОЗ и осуществления соответствующего лабораторного контроля и многое другое.
Первые успехи были положительно оценены международным сообществом, результатом чего стало выделение Беларуси финансовой поддержки. Благодаря этому из страны вывезено за рубеж и уничтожено 1800 т. пестицидов, 823 т отходов с содержанием полихлорированных дифинилов, полностью ликвидировано Слонимское захоронение.
За период с 1996 г. страна инвестировала в решение проблемы СОЗ около 30 млн долл. США. Основная их доля направлена на строительство комплекса по переработке и безопасному долговременному хранению химических отходов в Чечерском районе Гомельской области, — единственного на сегодня объекта подобного рода на постсоветском пространстве.
К Базельской конвенции Республика Беларусь присоединилась в 1999 г., после чего в национальное законодательство Беларуси были внесены изменения, прежде всего в Закон «Об обращении с отходами». Отдельная статья посвящена регулированию ввоза и вывоза отходов. Так, ввоз отходов разрешен только при условии использования в качестве вторичного сырья.
Трансграничные перевозки регулируются в рамках ЕАЭС. Для России, Казахстана и Беларуси принят единый подход в этом вопросе с 2012 г. Утверждены два перечня опасных отходов: запрещенных (например, отходы с содержанием ПХБ и непригодные пестициды) и ограниченных к перемещению (для перемещения которых необходимо специальное разрешение).
В стране принят ряд норм и правил по обращению с отдельными видами отходов. Законодательно внедрен принцип расширенной ответственности производителей, предусмотрен экологический налог за хранение и захоронение отходов, зависящий не только от их количества, но и от степени опасности отходов.
Пока Беларусь не присоединится к Роттердамской конвенции, регулирование химических веществ не может быть полным. Участие в этом соглашении позволяет уже на стадиях закупки и поставки принимать решение об опасных химикатах.
Подготовка к присоединению к Роттердамской конвенции ведется в республике с 2010 г. Проведен анализ законодательной базы и необходимые консультации, получено предварительное согласие на получение международной технической помощи.
Однако необходимо определиться, какой государственный орган возьмет на себя ответственность за выполнение соглашения, создать необходимую нормативно-правовую базу, обучить специалистов. В настоящее время принято решение, что эти функции в Беларуси возьмет на себя Министерство здравоохранения.
Обрати внимание!
Присоединение к Роттердамской конвенции позволит устранить барьеры при экспорте и импорте химикатов, привлечь внешние инвестиции, отстаивать свои интересы на международном уровне.
В целом Беларусь поддерживает работу трех "химических конвенций", направленную на формирование национального потенциала государств-членов. Стандарты и регламенты, разрабатываемые экспертами этих конвенций, вносят вклад в развитие международного сотрудничества, дальнейшую гармонизацию национальных законодательств, что в конечном итоге непосредственно затрагивает благополучие всех людей.
Еще одним «химическим» международным соглашением является Минаматская конвенцияо ртути, принятая 10 октября 2013 г. в Кумамото (Япония). В 2014 году Беларусь подписала Минаматскую конвенцию о ртути, тем самым показав мировой общественности, что наша страна не находится в стороне от данной проблемы и предпринимает меры для предотвращения последствий неблагоприятного воздействия ртути на здоровье человека и окружающую среду. Сейчас наша страна готовится к процессу ратификации: ведется работа по оценке текущей ситуации в области обращения с ртутью, последствий и преимуществ ратификации, а также определению приоритетных направлений деятельности на пути к реализации положений Минаматской конвенции о ртути.
В ближайшее время в республике начнется процесс инвентаризации всех источников поступления ртути в окружающую среду, что позволит получить актуальную информацию о текущей ситуации в области обращения с ртутью. Кроме того, запланирована разработка национальной стратегии по идентификации и выявлению территорий, загрязненных ртутью. Все это будет способствовать ратификации Республикой Беларусь Минаматской конвенции о ртути и ее реализации, что, в свою очередь, поспособствует совершенствованию системы обращения с ртутью в нашей стране и, как результат, снижению содержания ртути в компонентах природной среды, что благоприятно как для окружающей среды, так и для здоровья людей.
Источники:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e2/Umweltbelastung_durch_Industrie%C3%B6le_in_Industriebrache_2.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2c/Mercury_escaped.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/18/Minamata_memorial_01.JPG