Материалы курса разработаны в рамках реализации инициативы «Создание и развитие Центра поддержки молодёжного предпринимательства в г. Орше» проекта «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН (ПРООН) в партнёрстве с Министерством экономики Республики Беларусь.

Теория:

Налоги являются основой бюджета государства. На средства отчислений налогоплательщиков существует здравоохранение, образование, культура, спорт и государственные структуры. Налогообложение является атрибутом суверенитета государства, его исключительной прерогативой наряду с печатанием денег и изданием законов.
5.jpg
 
В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которая может быть получена только посредством налогов.
 
Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборону, суд, охрану порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Главный принцип налогообложения заключается в том, что налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
Теоретические основы налогообложения начали разрабатываться еще в ХVII в. В ХVIII–XIX вв. появляются различные классические теории налогообложения. С развитием экономической системы классические принципы налогообложения совершенствовались, корректировались и дополнялись.
В результате к настоящему времени оформились современные функциональные принципы налогообложения, отражающие современные требования к налогообложению со стороны государства и налогоплательщиков и основные тенденции налоговой политики.
 Это всеобщность налогообложения, исключение двойного налогообложения, стабильность налоговой системы в течение достаточно длительного периода, простота и ясность системы и процедуры уплаты налогов, установление размера налога с учетом возможностей налогоплательщика (то есть уровня его доходов), оптимальность налоговых изъятий, обеспечивающая достаточное финансирование государственных расходов с одной стороны и относительно небольшое и равномерно распределенное налоговое бремя для налогоплательщиков с другой, минимизация затрат на взимание налогов, корректировка распределения доходов для обеспечения социальной стабильности в обществе, соответствие налогообложения структурной политике государства, воздействие на стабилизацию экономического цикла, уровень занятости, инфляцию.
Налоговый кодекс Республики Беларусь — это основной документ, регламентирующий в комплексе все направления налоговых отношений в стране.
Налоговый Кодекс упорядочивает все законодательные акты, действующие в налоговой сфере. Он устанавливает систему налогов, сборов, пошлин, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, а также определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.