Материалы курса разработаны в рамках реализации инициативы «Создание и развитие Центра поддержки молодёжного предпринимательства в г. Орше» проекта «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН (ПРООН) в партнёрстве с Министерством экономики Республики Беларусь.

Теория:

Основными показателями эффективности фирмы (компании) являются – выручка, издержки, прибыль и рентабельность.
В результате производства и реализации товаров и услуг компания получает выручку.
Выручка компании — это доход, полученный от реализации товаров и услуг.
Выручка=Количество товаров⋅Цену товара
 
Для производства товаров или услуг компания затрачивает определённые средства.
Издержки — это затраты в денежном выражении на производство и реализацию товаров или услуг.

Издержки разделяют на два вида: постоянные и переменные.
К постоянным издержкам относят те, которые не зависят от количества произведённых товаров.
Пример:
Аренда, коммунальные платежи, заработная плата администрации и т. п. не зависят от количества произведённой продукции.
  
К переменным издержкам относят те, величина которых возрастает с увеличением количества произведённых товаров.
Пример:
Материалы, затраты на транспорт, затраты на хранение, сдельная заработная плата и т. п. – это переменные издержки. Чем больше продукции будет продано, тем больше понадобится материалов, тем выше затраты на их транспортировку и хранение.
 
В общем виде прибылью называют разницу между выручкой и издержками.
Для оценки хозяйственной деятельности компании в экономике применяют набор стандартных показателей, среди которых особое место занимают прибыли компании.

Выделяют:
1. валовую прибыль компании;
2. прибыль от продаж компании;
3. прибыль до налогообложения компании;
4. чистую прибыль компании.

Логика расчёта прибылей компании соответствует расположению строк таблицы:
 
1.  Выручка =Количество реализованных товаров · Цену товара
2.
 Себестоимость = Постоянные  издержки + Переменные издержки
3. Валовая прибыль =Выручка  — Себестоимость
4. Коммерческие расходы 
5. Управленческие расходы 
6. Прибыль  от  продаж=Валовая   прибыль — Коммерческие расходы — Управленческие   расходы
7. Прочие доходы 
8. Прочие расходы 
9. Прибыль  до налогообложения  =Прибыль от продаж + Прочие доходы — Прочие расходы
10. Налог на прибыль 
11. Чистая  прибыль  =Прибыль  до  налогообложения  —  Налог  на  прибыль
 
Рентабельность — это основной показатель оценки эффективности деятельности фирмы (компании). Рентабельность рассчитывается как отношение прибыли, полученной от реализации продукции, к затратам на её изготовление и выражается в процентах:
 
Рентабельность=Прибыль/Издержки⋅100 %