
.png)
.png)
Материалы курса разработаны в рамках реализации инициативы «Создание и развитие Центра поддержки молодёжного предпринимательства в г. Орше» проекта «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН (ПРООН) в партнёрстве с Министерством экономики Республики Беларусь.
Теория:
Начнём с понятия «бизнес-план». Современный экономический словарь содержит следующее определение: «бизнес-план — программа осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности».
Можно сделать вывод о том, что бизнес-план — это всё о бизнесе и это всё, что мы знаём о нём. Однако сформируем более детальное представление. В прикладном смысле бизнес-план — это документ, вырабатываемый новой или действующей компанией, в котором систематизируются основные аспекты намеченного коммерческого мероприятия.
К таким аспектам в обязательном порядке относятся:
1) сведения о содержании вашего бизнеса и направлениях его работы;
2) оценка рынка, на который выходит ваша компания и доли, которую вы хотите на нём занять;
3) планируемые объёмы продаж и то, как они будут достигнуты;
4) план приобретения необходимых ресурсов для производства товара или услуги;
5) план по трудовым ресурсам;
6) финансовый план, который обобщает всё перечисленное в денежно-материальном выражении.
1) сведения о содержании вашего бизнеса и направлениях его работы;
2) оценка рынка, на который выходит ваша компания и доли, которую вы хотите на нём занять;
3) планируемые объёмы продаж и то, как они будут достигнуты;
4) план приобретения необходимых ресурсов для производства товара или услуги;
5) план по трудовым ресурсам;
6) финансовый план, который обобщает всё перечисленное в денежно-материальном выражении.
Содержание бизнес-плана определяет роль, которую он выполняет в бизнесе. Прежде всего, он даёт ответы на весьма конкретные вопросы, главные из которых: а будет ли предприятие выгодным и устроит ли вас результат его прибыльной работы? Но прежде, чем однозначно ответить «да» или «нет», в бизнес-плане проясняются следующие моменты:
— каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги, и как он будет изменяться;
— кто основная целевая аудитория проекта, и какова стратегия конкурентной борьбы;
— какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;
— сколько будут стоить необходимые ресурсы, и где найти надежных поставщиков;
— каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;
— какой может быть рыночная цена на данную продукцию, и как на нее повлияют конкуренты;
— какими могут быть общие доходы, и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;
— каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить и т.д.
Кому это нужно?
Допустим, вы бы могли обойтись без этих, пусть очень важных, но не жизненно необходимых знаний о вашем бизнесе. В конце концов, есть такие вещи, как предпринимательские жилка, интуиция, заинтересованность. Однако честно ответьте на вопрос: сможете ли вы построить бизнес в гордом одиночестве так, чтобы это одиночество стало ещё и богатым? Предугадываем, что нет. Тем более, если на первоначальном этапе развития проекта необходимы материальные инвестиции. А почему инвестор или кредитор должен верить в успех вашего дела, если, конечно, он не ваш старый друг или знакомый? Эту незадачу помогает решить бизнес-план, заключающий в себе две цели: внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя цель бизнес-плана в качестве целевой аудитории предполагает вас и сотрудников компании. В особенности топ-менеджмент, который в своих действиях обязан отталкиваться от чёткой стратегии, а не прогноза погоды и личного настроения.
Внешнее назначение бизнес-плана предполагает целевую аудиторию в виде инвесторов, кредиторов и всех тех людей, которые имеют возможность и желание вкладывать средства в чужой бизнес. Тогда как защита средств инвесторов — это моральный и юридический долг предпринимателя, самым необходимым документом при разговоре с ними становится бизнес-план.