
.png)
.png)
Материалы курса разработаны в рамках реализации инициативы «Создание и развитие Центра поддержки молодёжного предпринимательства в г. Орше» проекта «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН (ПРООН) в партнёрстве с Министерством экономики Республики Беларусь.
Теория:
Эффективной считается деятельность компании, при которой предприятие получает прибыль, максимально эффективно используя каждую единицу имеющихся ресурсов, при этом стремясь минимизировать затраты предприятия.
Система показателей эффективности компании включает в себя четыре группы показателей.
1. Показатели оценки эффективности хозяйственной (операционной) деятельности предприятия. Также данную группу относят к экономическому анализу производства и сбыта продукции, товаров и услуг. В целом эффективность определяется в ходе оценки соотношения результирующих параметров (прибыли, выручки) и величиной использованных, примененных или совокупных ресурсов (активов, собственного капитала и т.д.).
2. Критерии и показатели эффективности инвестиционной деятельности организации. Данная группа показателей в первую очередь должна увязываться с интересами инвесторов, как ключевой заинтересованной стороной в осуществлении капитальных вложений в целом и конкретных проектов в частности.
3. Группа показателей эффективности отдельных видов ресурсов, используемых в бизнесе: трудовых, фондовых (мощностных), финансовых.
4. Финансовые показатели экономической эффективности производства в разрезе товаров, работ, услуг на уровне отдельных позиций, производственных подразделений, стратегических единиц бизнеса.
Основными показателями эффективности фирмы (компании) являются: выручка, издержки, прибыль и рентабельность.
В результате производства и реализации товаров и услуг компания получает выручку.
Выручка компании — это доход, полученный от реализации товаров и услуг. Выручка рассчитывается по следующей формуле: выручка = количество товаров *цену товара.
Для производства товаров или услуг компания затрачивает определённые средства.
Издержки — это затраты в денежном выражении на производство и реализацию товаров или услуг.
Выручка компании — это доход, полученный от реализации товаров и услуг. Выручка рассчитывается по следующей формуле: выручка = количество товаров *цену товара.
Для производства товаров или услуг компания затрачивает определённые средства.
Издержки — это затраты в денежном выражении на производство и реализацию товаров или услуг.
Издержки разделяют на два вида: постоянные и переменные.
К постоянным издержкам относят те, которые не зависят от количества произведённых товаров.
Пример:
Аренда, коммунальные платежи, заработная плата администрации и т. п. не зависят от количества произведённой продукции.
К переменным издержкам относят те, величина которых возрастает с увеличением количества произведённых товаров.
Пример:
Материалы, затраты на транспорт, затраты на хранение, сдельная заработная плата и т. п. – это переменные издержки. Чем больше продукции будет продано, тем больше понадобится материалов, тем выше затраты на их транспортировку и хранение.
В общем виде прибылью называют разницу между выручкой и издержками.
Для оценки хозяйственной деятельности компании в экономике применяют набор стандартных показателей, среди которых особое место занимают прибыли компании.
Выделяют:
1. валовую прибыль компании;
2. прибыль от продаж компании;
3. прибыль до налогообложения компании;
4. чистую прибыль компании.
Для оценки хозяйственной деятельности компании в экономике применяют набор стандартных показателей, среди которых особое место занимают прибыли компании.
Выделяют:
1. валовую прибыль компании;
2. прибыль от продаж компании;
3. прибыль до налогообложения компании;
4. чистую прибыль компании.
Логика расчёта прибылей компании соответствует расположению строк таблицы:
1. | Выручка = | количество реализованных товаров * цену товара |
2. | Себестоимость = | постоянные издержки + переменные издержки |
3. | Валовая прибыль = | выручка — себестоимость |
4. | Коммерческие расходы | |
5. | Управленческие расходы | |
6. | Прибыль от продаж = | валовая прибыль — коммерческие расходы — управленческие расходы |
7. | Прочие доходы | |
8. | Прочие расходы | |
9. | Прибыль до налогообложения = | прибыль от продаж + прочие доходы — прочие расходы |
10. | Налог на прибыль | |
11. | Чистая прибыль = | прибыль до налогообложения — налог на прибыль |
Рентабельность — это основной показатель оценки эффективности деятельности фирмы (компании). Рентабельность рассчитывается как отношение прибыли, полученной от реализации продукции, к затратам на её изготовление и выражается в процентах:
Рентабельность=Прибыль/Издержки⋅100 %
Рентабельность=Прибыль/Издержки⋅100 %