Материалы курса разработаны в рамках реализации инициативы «Создание и развитие Центра поддержки молодёжного предпринимательства в г. Орше» проекта «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН (ПРООН) в партнёрстве с Министерством экономики Республики Беларусь.

Теория:

Прибыль – это показатель, отражающий абсолютный эффект деятельности предприятия без учета ресурсов, вложенных предприятием для осуществления своей деятельности.

Факторы, влияющие на получение (увеличение) прибыли, делят на две основные группы.
Внутренние факторы — факторы, осуществляющие воздействие на величину прибыли предприятия путем наращивания объемов выпуска и реализации продукции, повышения качества продукции, увеличения отпускных цен и снижения затрат на производство и реализацию продукции.
Внешние факторы — факторы, не зависящие от деятельности предприятия, но оказывающие значительное влияние на уровень прибыли.

Внутренние факторы в свою очередь подразделяются на:
•  производственные — дают представление о наличии и использовании средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов;
•  внепроизводственные — связаны со снабженческо-сбытовой и природоохранительной деятельностью, социальными условиями труда и быта.

К внешним факторам увеличения прибыли предприятия относятся:
• конъюнктура рынка;
• природные условия;
• государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др.

В ходе осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятия все эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Вышеперечисленные факторы воздействуют на уровень прибыли не прямо, а через объем реализуемой продукции и уровень себестоимости.
Себестоимость продукции выступает главным ценообразующим фактором и непосредственно влияет на величину прибыли. В ней аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов: материальных, трудовых и финансовых, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

К основным резервам снижения себестоимости продукции на предприятии промышленности относятся:
1) наращивание объемов ее производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия;
2) снижение издержек на ее производство за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, предотвращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.

В целях сокращения уровня издержек важно предпринять меры по ужесточению контроля за более эффективным ресурсоиспользованием на предприятии. Основные источники сокращения себестоимости кроются в снижении материальных, трудовых и других затрат на производство продукции.
Ключевым фактором сокращения себестоимости выступает непрерывный технический прогресс. Модернизация, повсеместная механизация и автоматизация производственных процессов, внедрение прогрессивных видов материалов способствуют значительному снижению издержек производства.
Энергосбережение на предприятии также не менее важная статья в мероприятиях. От эффективности энергосбережения зависит уровень себестоимости производимой продукции, а, следовательно, и финансовый результат деятельности предприятия. Внедрение современного оборудования также повлечет за собой экономию энергоресурсов, которая в свою очередь приведет к снижению себестоимости продукции.
Внедрение новых видов продукции позволит увеличить ассортимент выпускаемой продукции, а, следовательно, и объемы производства и реализации.
Необходима также работа с реализацией продукции как на экспорт, так и внутри страны. Для того, чтобы продукцию продвигать на новые рынки, необходимы реклама и качество. В качестве рекламных носителей наиболее оптимально подходят средства массовой информации, имеющие широкую аудиторию, в частности, периодическая печать, радио и телевидение.
Немало зависит и от бухгалтерской службы предприятия. Снижение дебиторской задолженности и предоплата позволят рассчитываться с поставщиками сырья вовремя, а также не привлекать кредиты банков за недостаточностью средств, а это будет способствовать снижению себестоимости продукции.
Все эти мероприятия не только снизят себестоимость, но и повысят качество продукции и эффективность переработки сырья.