Материалы курса разработаны в рамках реализации инициативы «Создание и развитие Центра поддержки молодёжного предпринимательства в г. Орше» проекта «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН (ПРООН) в партнёрстве с Министерством экономики Республики Беларусь.

Теория:

Наступление страхового случая является ключевым моментом, в результате которого страховая организация обязана выполнить свои договорные обязательства перед клиентом, а именно: выплатить страховое обеспечение пострадавшему лицу.
Согласно терминологии, страховым случаем называется наступление события, в результате которого были затронуты имущественные интересы страхователя и его жизни или здоровью был причинен вред. Четкое установление данного факта имеет значение, ведь именно он является точкой отсчета для принятия решения о дальнейших выплатах (компенсациях) клиенту. В ситуации, когда произошедшее нельзя квалифицировать как страховой случай, выплаты не положены.
В определении момента наступления страхового случая заключаются доказательства причинно-следственной связи между страховым риском и данным событием. Данное действие является отправным для страховой организации в оценке верного объема убытков и размера компенсации пострадавшему. Таким образом, определение момента наступления страхового случая – это ключевой критерий для дальнейших действий со стороны страховщика по отношению к клиенту. Предоставление правильно заполненных подтверждающих документов является обязательным.
Однако, даже купив полис, многие теряются, когда происходит наступление страхового случая. На деле все просто и страховка – это инструмент, который реально помогает и работает в критических ситуациях.
 
Процедура действий при наступлении страхового случая:
• обратиться в страховую организацию, с которой у вас заключен договор и полис которой есть на руках. Необходимо уведомить страховщика о наступлении страхового случая в тот срок, который указан в договоре. Несвоевременное уведомление без уважительных причин может служить основанием для отказа в выплате компенсации;
• заполнить письменное заявление установленной формы для получения страховой выплаты;
• предоставить полис и/или договор страхования;
• предъявить все документы, удостоверяющие личность заявителя (самого застрахованного лица, его представителя или наследника);
•  предоставить документы, которые удостоверяют факт случившегося страхового случая (чаще всего в соответствии с перечнем документов, установленным страховой организацией).

При этом, принимая решение о выплате компенсации клиенту, страховщик может попросить любую уточняющую информацию, например, запросить проведение медицинской экспертизы. Все вышеописанные документы можно передать лично в любой из филиалов страховщика или направить по почте (предпочтительнее – заказным письмом).
Денежные компенсации клиенты могут получить одним из двух способов: наличными деньгами в кассе банка или же безналичным переводом на счет получателя.
По заключенному договору страховая организация обязуется компенсировать все расходы, возникающие у клиента в результате наступления страхового случая. При этом размер возмещения может значительно превысить взносы. В этом заключается экономический смысл страховки. Наступление страхового случая и выплаты по нему обязательно должны проводиться в сроки, указанные в документах.

Любая информация является конфиденциальной. Страховщик не вправе разглашать никакие данные: будь то состояние здоровья, сведения о профессиональной деятельности, страховой сумме, имущественном положении и др. Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь нарушение тайны страхования влечет за собой обязанность компенсировать нанесенный клиенту моральный вред и любые убытки.