Теория:

Все известные химические элементы можно разделить на металлы и неметаллы. 
Металлы — элементы, атомы которых способны отдавать электроны.
Неметаллы  — элементы, атомы которых могут принимать электроны.
При взаимодействии металла с неметаллом атом первого теряет электроны, а атом второго их присоединяет.
      
А что происходит, если взаимодействуют атомы двух неметаллов?
 
Сравним атомы серы и кислорода:
  
 O8  +8  2e, 6e
 S16  +16  2e, 8e, 6e
  
Радиус атома серы больше, валентные электроны слабее связаны с ядром. При образовании связи произойдёт сдвиг электронов от серы к кислороду.
 
Сравним атомы углерода и кислорода:
  
O8  +8  2e, 6e
C6  +6  2е, 4е     
   
Заряд ядра атома кислорода больше и притягивать к себе электроны он будет сильнее.
 
Значит, атомы разных неметаллов притягивают к себе электроны неодинаково.
Способность атомов элементов оттягивать к себе общие электронные пары в химических соединениях, называется электроотрицательностью (ЭО).
Так как общие электронные пары образуются валентными электронами, то можно сказать, что электроотрицательность — это способность атома притягивать к себе валентные электроны от других атомов.
 
Обрати внимание!
Чем больше электроотрицательность, тем сильнее у элемента выражены неметаллические свойства.
Шкала относительной электроотрицательности Полинга
Абсолютные значения ЭО — неудобные для работы числа. Поэтому обычно используют относительную электроотрицательность по шкале Полинга. За единицу в ней принята ЭО лития.
  
р.png
 
По шкале Полинга наиболее электроотрицательным среди элементов, способных образовывать соединения, является фтор, а наименее электроотрицательным — франций. ЭО франция равна \(0,7\), а ЭО  фтора — \(4\). ЭО остальных элементов изменяются в пределах от \(0,7\) до \(4\).
  
Как правило, неметаллы имеют ЭО больше двух. У металлов значение ЭО меньше двух. Некоторые элементы (B,Si,Ge,As,Te ) со  значениями электроотрицательности, близкими к \(2\), способны проявлять промежуточные свойства.
  
Элементы с высокой и низкой электроотрицательностью считаются активными. С высокой — активные неметаллы, с низкой  — активные металлы. У первых ЭО близка к \(3\)-\(4\), у вторых — к \(1\).  
Изменение электроотрицательности в Периодической системе
С увеличением порядкового номера элементов ЭО изменяется периодически.
В периоде она растёт слева направо при накоплении электронов на внешнем слое.
В группе она убывает сверху вниз при увеличении числа электронных слоёв и увеличении атомных радиусов. 
  
Наибольшей ЭО в каждом периоде обладают самые маленькие атомы с семью внешними электронами — атомы галогенов (инертные газы соединений не образуют).
 
Наименьшая ЭО в периоде у самого большого атома с одним внешним электроном — атома щелочного металла.
 
Обрати внимание!
Значения электроотрицательности элементов позволяют определить
     — заряды атомов в соединении;
     — сдвиг электронов при образовании химической связи.
Установим, как происходит сдвиг электронов при взаимодействии атомов хлора и серы, cеры и кислорода.
Пример:
Хлор и сера расположены в третьем периоде. Электроотрицательность по периоду возрастает слева направо. ЭО хлора больше ЭО серы, значит, электроны будут сдвинуты от серы к хлору. Заряд атома серы будет положительным, а хлора — отрицательным.
 
 Sδ+Clδ 
 
Проверим вывод по шкале Полинга. Электроотрицательность хлора равна 3, а электроотрицательность серы — 2,6. Хлор более электроотрицательный.
Пример:
Кислород и сера расположены в шестой А группе. Электроотрицательность по группе сверху вниз уменьшается. ЭО кислорода больше ЭО серы, значит, электроны будут сдвинуты от серы к кислороду. Атом серы имеет положительный заряд, а кислорода  — отрицательный.
 
 Sδ+Oδ
 
По шкале Полинга электроотрицательность кислорода равна 3,5, а электроотрицательность серы — 2,6. Более электроотрицательный кислород.
При сравнении ЭО элементов часто используют ряд электроотрицательности, расположив элементы в порядке убывания её значения:
 
FONClBrSCPHSiMgLiNa
Источники:
Габриелян О.С. Химия  8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:Дрофа, 2013. 71с                                      
Жилин Д.М.. Химия. 8 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:Бином. Лаборатория знаний, 2011. 245с.