Теория:
Информация от лат. informatio — «осведомление», «разъяснение», «изложение».
В обыденной жизни под информацией понимают всякого рода сообщения, сведения о чём-либо, которые получают и передают люди.
Информация содержится в речи людей, текстах книг, колонках цифр, в звуках и видах природы, в показаниях часов, термометров и других приборов.
Каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации либо об окружающей среде, либо о происходящих в этом объекте процессах.
Эту информацию мы получаем в виде сигналов — изменений физических величин (давления, температуры, цвета и др.). Различают световые, звуковые, тепловые, механические, электрические и другие типы сигналов.
Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих в нём процессах.
Сигналы могут быть непрерывными или дискретными.
Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает, нет разрывов.
Примером непрерывного представления графической информации может служить живописное полотно, цвет которого изменяется непрерывно.
Обрати внимание!
Дискретный сигнал принимает конечное число значений. Все значения дискретного сигнала можно пронумеровать целыми числами.
Примером дискретного представления графической информации может служить
изображение, напечатанное с помощью струйного принтера и состоящее из отдельных точек разного цвета.
изображение, напечатанное с помощью струйного принтера и состоящее из отдельных точек разного цвета.
Пример:
сравни лестницу и наклонную плоскость. В первом случае имеется строго определённое количество фиксированных высот, равное числу ступенек. Все их можно пронумеровать. Наклонная плоскость соответствует бесконечному количеству значений высоты.
В жизни человек чаще всего имеет дело с непрерывными сигналами.
Примерами непрерывных сигналов могут служить речь человека, скорость автомобиля, температура в некоторой географической точке в течение определённого периода времени и многое другое.
Примером устройства, подающего дискретные сигналы, является светофор. Сигнал светофора может быть красным, жёлтым или зелёным, т. е. принимать всего три значения.
Сигналы внешнего мира поступают в мозг человека для анализа и осмысления через его органы чувств.
По способу восприятия человеком информация может быть разделена на следующие виды:
- визуальная (с помощью органов зрения мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов);
- аудиальная (с помощью органов слуха воспринимается звуковая информация — речь, музыка, звуковые сигналы, шум);
- обонятельная (с помощью органов обоняния люди воспринимают запахи);
- вкусовая (с помощью вкусовых рецепторов языка можно получить информацию о том, каков предмет — горький, кислый, сладкий, солёный);
- тактильная (органы осязания (кончики пальцев и весь кожный покров) дают человеку информацию о температуре предмета — горячий он или холодный, о качестве его поверхности — гладкий или шероховатый и т. д.).
Около \(80\)–\(90\) % информации здоровый человек получает при помощи органов зрения (визуально), примерно \(8\)–\(15\) % — при помощи органов слуха (аудиально) и только \(1\)–\(5\) % — при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания).
А вот, например, лисы, собаки и многие другие животные основную часть информации получают с помощью носа. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация — звуковая.

Информация является предметом интеллектуальной деятельности человека и продуктом этой деятельности. Учёба в школе — это специально организованный процесс передачи важнейшей информации (знаний) от предшествующих поколений подрастающему поколению.
Принятию правильного решения способствует владение объективной, достоверной, полной, актуальной, полезной и понятной информацией.
Объективность, достоверность, полноту, актуальность, полезность и понятность называют свойствами информации.
1. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.
Объективную информацию можно получить с помощью измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестаёт быть объективной, становится субъективной, так как преобразовывается в зависимости от опыта, знаний, пристрастий конкретного человека.
2. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.
Достоверная информация помогает нам принять правильное решение. Недостоверной информация может быть: в случае преднамеренного искажения; в результате воздействия помех («испорченный телефон»); при преуменьшении или преувеличении значения реального факта (слухи и «рыбацкие истории», реклама и др.).
3. Информация полна, если её достаточно для понимания ситуации и принятия решения. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.
4. Информация актуальна, если она важна, существенна для настоящего времени. Только своевременно полученная информация может принести необходимую пользу. Информация неактуальна, если она является устаревшей или преждевременной.
5. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые можно решить с её помощью. Оценка полезности информации всегда субъективна. То, что полезно для одного человека, может быть совершенно бесполезно для другого. Какие-либо сведения, например исторические, могут десятилетиями считаться ненужными, но в какой-то момент их полезность может резко возрасти.
6. Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя. Так, вы не сможете воспользоваться самой актуальной и достоверной информацией, если она будет выражена на незнакомом вам языке, т. е. будет вам непонятна.
Пример:
информация, находящаяся в школьных учебниках:
- соответствует современным научным представлениям. Поэтому она достоверна.
- Эта информация даёт общее представление о различных областях действительности. Для получения полной информации по интересующему вас вопросу мало прочитать школьный учебник — необходимо заниматься самообразованием, используя различные источники информации. Поэтому она неполная.
- Эта информация для вас, учеников \(7\)-го класса, полезна, так как с её помощью вы можете решать как учебные, так и жизненные задачи. Поэтому она полезна.
- Эта информация доступна вам по уровню восприятия. Поэтому она понятна.
Источники:
Босова, Л. Л. Информатика: учебник для 7 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.