Теория:

Во время войны многие студенты, преподаватели и ученые пошли в армию. В \(1943\) г. начали действовать в эвакуации Белорусский государственный университет на станции Сходня под Москвой и Минский медицинский институт в Ярославле. Материальная база вузов, техникумов, научных учреждений почти полностью была уничтожена. Восстановление началось сразу после освобождения БССР от немецко-фашистской оккупации.
В \(1944\) г. начал свою деятельность Белорусский политехнический институт. В этом же году в Минск из-под Москвы вернулся БГУ, а из Ярославля — медицинский институт. В \(1944\)—\(1945\) гг. начали занятия Белорусский институт народного хозяйства и другие вузы. В \(1945\) г. был создан Белорусский театральный институт (в \(1953\) г. переименованный в театрально-художественный). В \(1948\) г. открылся Минский государственный педагогический институт иностранных языков.
 
45_vosstanovlenie-47_minsk_poslevoennyy_-_volozhinskiy.jpg
 
Восстановленный Минский политехникум. Арх. Маклецова Н.Н., \(1945\) г.
 
Всего в \(1950\)/\(1951\) учебном году в республике действовало \(29\) высших учебных заведений, в которых занималось на \(10\) тыс. студентов больше, чем до войны. В \(1950\)-е гг. количество вузов в БССР сократилось, т.к. были закрыты учительские институты. Тем не менее, потребности восстановления народного хозяйства вузы удовлетворяли не в полной мере.
Особенно ощутимым был недостаток инженерных кадров. В первой половине \(1950\)-х гг. были открыты:
  • Гродненский сельскохозяйственный институт,
  • Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта в Гомеле,
  • Белорусский институт механизации и электрификации сельского хозяйства в Минске
  •  Брестский, Мозырский и Полоцкий педагогические институты
В результате выпуск специалистов из высших учебных заведений в \(1955\) г. превысил довоенный \(1940\) г. почти в \(2\),\(5\) раза.
В \(1944\)/\(1945\) учебном году возобновили работу \(66\) техникумов н училищ, через год их количество стало \(94\), а в \(1955\) г. — \(123\). Количество учащихся превысило довоенный в \(1950\) г. За \(10\) первых послевоенных лет было подготовлено около \(90\) тыс. специалистов со средним специальным образованием, а их количество в народном хозяйстве БССР в середине \(1950\)-х гг. превысило довоенное почти в два раза.
 
00814.jpg
 
Студенты. Худ. В. Волков, 1947 г.
 
Однако в первые послевоенные годы вузы работали в тяжелых условиях. Не хватало помещений, оборудования, учебников, методических разработок, карт и т. д. Тяжелыми были и условия труда преподавателей, которых также не хватало. ВУЗы и средняя специальная школа в середине \(1950\)-х гг. не успевали обеспечить возрастающие потребности в специалистах. Из общего количества учителей \(8\)—\(10\)-х классов имели высшее образование менее \(70\) %. В промышленном производстве на должностях инженеров и техников работало значительное число практиков.
Кроме объективных трудностей послевоенного времени высшая школа испытывала жесткое идеологическое давление, характерное для всей общественно-политической жизни послевоенного десятилетия. Учебно-воспитательная работа носила резко политизированный характер. Изучение национальной истории и культуры сокращалось. Среди преподавателей ведущих вузов БССР в первые послевоенные годы представители коренной нации составляли около \(30\)—\(40\) %. В том числе поэтому преподавание на белорусском языке было свернуто. Тех, кто выступал за белорусскоязычное образование, обвиняли в национализме.
Источники:
Фомин, В.М. История Беларуси, вторая половина 1940-х гг. — начало ХХІ в. : учеб. пособие для 11-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В.М. Фомин, С.В. Панов, Н.Н. Ганущенко ; под ред. В.М. Фомина. — Минск : Нац. ин-т образования, 2013.
https://news.tut.by/society/326272.html