Теория:

На рубеже \(XVIII\) — \(XIX\) вв. белорусское общество было многоконфессиональным. Большая часть местных магнатов и шляхты исповедовала католическую религию. Помещики, получившие земли в Беларуси после ее присоединения к Российской империи, были православными. Большинство белорусских крестьян принадлежало к униатству, а часть их — к православию. В Российской империи православие имело статус государственной религии. Униатов в Беларуси постепенно присоединяли к Русской православной церкви.
\(1839\) г. — Полоцкий церковный собор и присоединение униатов к Русской православной церкви.
Царское правительство взяло курс на усиление ее роли и ограничение влияния католичества, а униатская церковь с течением времени была упразднена.
Культура Беларуси развивалась в условиях, когда отрицались самобытность и своеобразие белорусского народа.
Царское правительство считало белорусский язык диалектом русского языка. На территорию Беларуси стала постепенно распространяться российская система образования.
\(1803\) г. — реорганизация Главной Виленской школы в университет.
За участие студентов в восстании \(1830\) — \(1831\) гг. в \(1832\) г. был закрыт Виленский университет.
Значительным достижением в развитии культуры Беларуси в первой половине \(ХІХ\) в. стало возникновение и становление нового научного направления — белорусоведения. Началось изучение исторической, культурной, конфессиональной, языковой самобытности и общности белорусов, их взаимоотношений с соседями и роли белорусов в сообществе народов.
Белорусоведение позволило показать, что белорусы являются самобытным этносом, которому свойственны такие признаки, как оригинальная культура, язык, самосознание.
Источники:
Морозова, С.В. История Беларуси. Конец XVIII — начало ХХ в. Учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / С.В. Морозова, В.А. Сосно, С.В. Панов; под ред. С.В. Сосно. — Минск: «Издательский центр БГУ», 2011.
Кошелев, В.С. История. 9 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В.С. Кошелев, Н.В. Байдакова, С.В. Панов. — 4-е изд. — Минск: Аверсэв, 2015.