Теория:
Сладкоежка за один день съел \(10\) банок варенья, а за второй день съел на \(3\) банки меньше. Сколько всего банок варенья съел Сладкоежка за два дня вместе?

Рис. \(1\). Банка варенья.
По условию составим запись и выработаем план решения:
Обрати внимание!
Анализируя эту схему, делаем вывод, что задача решается двумя действиями.
1) сколько банок варенья съел Сладкоежка за второй день?
На \(3\) банки меньше — это значит, следует отнять \(3\)!
Теперь знаем количество банок варенья, которое съел Сладкоежка за первый день и за второй день. Поэтому можно ответить на вопрос задачи.
2) Сколько всего банок варенья съел Сладкоежка за два дня вместе?
Вместе — это значит, следует сложить!
Ответ: за \(2\) дня Сладкоежка съел \(17\) банок варенья.
Можно решение этой задачи записать и одним примером:
\((10 - 3) + 10 = 17\).
Первым действием в скобках ответим на первый вопрос, а вторым действием ответим на вопрос задачи.
Пример:
в клетке было \(7\) синих попугаев и \(8\) зелёных попугаев.
Продали \(5\) птиц. Сколько попугаев осталось в клетке?
Сразу на вопрос задачи ответить нельзя.
В ходе решения составим такую запись:
1) \(7 + 8 = 15\) п.,
2) \(15 - 5 = 10\) п.
Ответ: \(10\) попугаев осталось в клетке.
Первым действием узнали общее количество птиц в клетке.
Вторым действием ответили на вопрос задачи, т. е. узнали количество попугаев, оставшихся в клетке.
Задачи в два действия — это составные задачи, в которых для нахождения искомого ответа нужно сначала вычислить одно неизвестное по имеющимся данным.
Источники:
Рис. 1. Банка варенья, © ЯКласс.