
.png)
.png)
Материалы курса разработаны в рамках реализации инициативы «Создание и развитие Центра поддержки молодёжного предпринимательства в г. Орше» проекта «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН (ПРООН) в партнёрстве с Министерством экономики Республики Беларусь.
Теория:
В целях оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства в организации и осуществлении предпринимательской деятельности, создания системы непрерывного сопровождения субъектов малого предпринимательства с момента их государственной регистрации, а также на этапах становления, достижения ими финансовой самостоятельности и в ходе ведения хозяйственной деятельности, в республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты инфраструктуры).
Согласно статье 4 Закона N 148-З, субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства являются центры поддержки предпринимательства (далее – центры) и инкубаторы малого предпринимательства (далее – инкубаторы), а также иные организации, оказывающие поддержку субъектам малого и (или) среднего предпринимательства, к которым относится Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, учреждения финансовой поддержки предпринимателей, общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со ст. 19 Закона N 148-З центром поддержки предпринимательства (ЦПП) является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению экономической и организационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Задачами центров поддержки предпринимательства являются оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров, проведении маркетинговых исследований, а также оказание иного содействия в осуществлении субъектами малого и среднего предпринимательства их деятельности.
Центры поддержки малого и среднего предпринимательства бывают двух видов:
В зависимости от целевого назначения инкубаторы малого предпринимательства могут быть:
Справочно.
Деятельность субъектов инфраструктуры регламентируется Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. №148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (далее – Закон N 148-З), указами Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «
О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» (далее – Указ № 255) и от 29 марта 2012 г. № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911 ”О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (далее – Постановление № 1911).
Деятельность субъектов инфраструктуры регламентируется Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. №148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (далее – Закон N 148-З), указами Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «
О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» (далее – Указ № 255) и от 29 марта 2012 г. № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911 ”О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (далее – Постановление № 1911).
Согласно статье 4 Закона N 148-З, субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства являются центры поддержки предпринимательства (далее – центры) и инкубаторы малого предпринимательства (далее – инкубаторы), а также иные организации, оказывающие поддержку субъектам малого и (или) среднего предпринимательства, к которым относится Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, учреждения финансовой поддержки предпринимателей, общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со ст. 19 Закона N 148-З центром поддержки предпринимательства (ЦПП) является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению экономической и организационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Задачами центров поддержки предпринимательства являются оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров, проведении маркетинговых исследований, а также оказание иного содействия в осуществлении субъектами малого и среднего предпринимательства их деятельности.
Центры поддержки малого и среднего предпринимательства бывают двух видов:
- базовые центры поддержки предпринимательства;
- центры поддержки предпринимательства.
Базовым центром поддержки предпринимательства области (г. Минска) является центр поддержки предпринимательства, обеспечивающий координацию деятельности расположенных на территории области (г. Минска) центров поддержки предпринимательства и реализующий совместно с областным (Минским городским) исполнительным комитетом мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.
Согласно ст. 20 Закона N 148-З инкубатором малого предпринимательства является юридическое лицо, имеющее на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании специально оборудованные под офисы и производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) помещения и находящееся в них имущество и предоставляющее их в соответствии с законодательством в пользование начинающим свою деятельность субъектам малого предпринимательства в целях оказания им помощи в развитии и приобретении финансовой самостоятельности.
Основными задачами инкубатора малого предпринимательства являются создание организационно-экономических условий для развития субъектов малого предпринимательства путем предоставления им помещений и имущества, информационных и консультационных услуг, оказание содействия в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, а также осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством и направленной на выполнение основных задач инкубатора малого предпринимательства.
Согласно ст. 20 Закона N 148-З инкубатором малого предпринимательства является юридическое лицо, имеющее на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании специально оборудованные под офисы и производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) помещения и находящееся в них имущество и предоставляющее их в соответствии с законодательством в пользование начинающим свою деятельность субъектам малого предпринимательства в целях оказания им помощи в развитии и приобретении финансовой самостоятельности.
Основными задачами инкубатора малого предпринимательства являются создание организационно-экономических условий для развития субъектов малого предпринимательства путем предоставления им помещений и имущества, информационных и консультационных услуг, оказание содействия в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, а также осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством и направленной на выполнение основных задач инкубатора малого предпринимательства.
В зависимости от целевого назначения инкубаторы малого предпринимательства могут быть:
- многопрофильными;
- специализированными (однопрофильными).
В многопрофильном инкубаторе могут находиться субъекты малого предпринимательства, осуществляющие различные виды деятельности.
В свою очередь специализированный (однопрофильный) инкубатор предоставляет свои помещения субъектам малого предпринимательства, осуществляющим определенный вид деятельности, или оказывает услуги определенной социальной группе субъектов малого предпринимательства.
Учитывая закрытый перечень субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и иных организаций, осуществляющих поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, указанных в ст. 4 Закона N 148-З, сложно однозначно отнести к системе содействия развитию малого и (или) среднего предпринимательства организации, которые включают в число задач своей деятельности содействие предпринимателям.
Кроме того, в нормативных правовых актах, регулирующих порядок оказания конкретных видов поддержки субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, такие организации названы.
Например, согласно п. 2 Указа N 255 государственная финансовая поддержка за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства, оказывается не только Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей, облисполкомами и Минским горисполкомом (по их решению — городскими, районными исполнительными комитетами и (или) местными администрациями, учреждениями финансовой поддержки предпринимателей, созданными в областях (г. Минске)), но и банками (подп. 2.1.3 п. 2 Указа N 255).
В соответствии со ст. 13 Закона N 148-З информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем создания доступных условий для получения субъектами малого и среднего предпринимательства информации, необходимой для эффективного осуществления и развития предпринимательской деятельности. Доступность указанной информации обеспечивают государственные органы и иные организации.
Согласно ст. 14, 15, 16 Закона N 148-З государственные органы и иные государственные организации реализуют меры, направленные на предоставление возможности участия в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг), обеспечивают создание условий для осуществления субъектами малого и среднего предпринимательства внешнеторговой деятельности, содействуют созданию и развитию системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Как видим, на практике перечень «иных организаций, осуществляющих поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства» нельзя считать закрытым, как это следует из ст. 4 Закона N 148-З.
В свою очередь специализированный (однопрофильный) инкубатор предоставляет свои помещения субъектам малого предпринимательства, осуществляющим определенный вид деятельности, или оказывает услуги определенной социальной группе субъектов малого предпринимательства.
Учитывая закрытый перечень субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и иных организаций, осуществляющих поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, указанных в ст. 4 Закона N 148-З, сложно однозначно отнести к системе содействия развитию малого и (или) среднего предпринимательства организации, которые включают в число задач своей деятельности содействие предпринимателям.
Кроме того, в нормативных правовых актах, регулирующих порядок оказания конкретных видов поддержки субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, такие организации названы.
Например, согласно п. 2 Указа N 255 государственная финансовая поддержка за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства, оказывается не только Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей, облисполкомами и Минским горисполкомом (по их решению — городскими, районными исполнительными комитетами и (или) местными администрациями, учреждениями финансовой поддержки предпринимателей, созданными в областях (г. Минске)), но и банками (подп. 2.1.3 п. 2 Указа N 255).
В соответствии со ст. 13 Закона N 148-З информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем создания доступных условий для получения субъектами малого и среднего предпринимательства информации, необходимой для эффективного осуществления и развития предпринимательской деятельности. Доступность указанной информации обеспечивают государственные органы и иные организации.
Согласно ст. 14, 15, 16 Закона N 148-З государственные органы и иные государственные организации реализуют меры, направленные на предоставление возможности участия в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг), обеспечивают создание условий для осуществления субъектами малого и среднего предпринимательства внешнеторговой деятельности, содействуют созданию и развитию системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Как видим, на практике перечень «иных организаций, осуществляющих поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства» нельзя считать закрытым, как это следует из ст. 4 Закона N 148-З.