
.png)
.png)
Материалы курса разработаны в рамках реализации инициативы «Создание и развитие Центра поддержки молодёжного предпринимательства в г. Орше» проекта «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН (ПРООН) в партнёрстве с Министерством экономики Республики Беларусь.
Теория:
В современных экономических условиях выживание предпринимателя и предприятий, не говоря уже об их развитии, в значительной степени зависит от качества планирования. Только при ясном представлении целей предпринимательской деятельности, их своевременной корректировке в зависимости от изменения ситуации можно обеспечить успех того или иного дела.
Планирование — это экономический метод управления, который представляет собой процесс описания желаемого будущего, а также эффективных путей его достижения.
Задачи планирования заключаются в:
- выявлении возможных изменений рынков сбыта, доходов граждан, покупающих производимые товары, изменений курсов валют, стоимости сырья и т.д. (всё это носит название «внешняя среда»);
- формировании целей и стратегии развития предприятия, определении первоочередных задач и действий для их решения;
- определении необходимых затрат и возможных результатов;
- согласовании работы всех подразделений предприятия, направлении их на то, чтобы все они работали на один результат;
- контроле над выполнением плановых заданий всеми подразделениями фирмы, анализе достигнутых плановых результат
Планирование является естественной частью менеджмента (управления). С этой позиции планирование отвечает на три основных вопроса:
- Где (на какой стадии) находится компания, фирма в настоящее время? На данном этапе важно определить экономические показатели фирмы, итоги и условия ее деятельности в настоящее время, а также оценить сильные и слабые стороны в таких важных областях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования, трудовые ресурсы для того, чтобы определить, чего может реально добиться фирма, компания.
- Куда мы хотим двигаться? Оценивая конкуренцию, клиентов, законы, политические факты, экономические условия, технологию, снабжение и т.д., руководство определяет, какими должны быть цели организации и что может помешать их достижению.
- Как, при помощи каких ресурсов фирма собирается достичь своих целей? Определяются функции и обязанности сотрудников.
Отвечая на эти вопросы, процесс планирования включает в себя три основных этапа:
- Установление своевременно четких количественных показателей, целей, которые должна достигнуть фирма.
- Определение основных действий, которые необходимо осуществлять для достижения целей, принимая во внимание воздействие внешних факторов и имеющиеся внутренние возможности фирмы.
- Разработка гибкой системы планирования, обеспечивающей достижение поставленных целей.
Применение планирования на фирме позволяет:
- предвидеть перспективу развития фирмы в будущем;
- более рационально использовать все имеющиеся ресурсы;
- избежать риска банкротства;
- более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую политику;
- улучшать контроль в организации;
- увеличивать возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией.
Постоянная неопределенность будущего является одной из причин, по которой планирование должно осуществляться непрерывно. В силу внешних изменений или ошибок управления события могут разворачиваться не так, как предполагало руководство или собственники компании при выработке планов. Поэтому планы периодически необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью. Там, где есть планирование, риски и неопределенность сокращается. Однако полностью удалить риски и неопределённость не под силу ни одной фирме в силу разнообразия рыночной системы. Можно осуществлять некоторый контроль над рынком, и такие усилия приносят определенный успех.
Можно сделать вывод, что при планировании предпринимательской деятельности на первое место выходит забота об уменьшении неопределенности экономических результатов, т. е. о снижении любых рисков и достижении целей (получении прибыли, расширении рынков сбыта и т.д.). Таким образом, любое предприятие вне зависимости от своих масштабов и сферы деятельности должно заниматься планированием. Одним из наиболее распространенных видов плановой деятельности в рыночных условиях является бизнес-план.
Можно сделать вывод, что при планировании предпринимательской деятельности на первое место выходит забота об уменьшении неопределенности экономических результатов, т. е. о снижении любых рисков и достижении целей (получении прибыли, расширении рынков сбыта и т.д.). Таким образом, любое предприятие вне зависимости от своих масштабов и сферы деятельности должно заниматься планированием. Одним из наиболее распространенных видов плановой деятельности в рыночных условиях является бизнес-план.