Материалы курса разработаны в рамках реализации инициативы «Создание и развитие Центра поддержки молодёжного предпринимательства в г. Орше» проекта «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН (ПРООН) в партнёрстве с Министерством экономики Республики Беларусь.

Теория:

Предприниматель только тогда может добиться успеха, если сумеет своевременно и правильно оценить рыночные возможности с точки зрения целей и ресурсов своей фирмы (компании), производить только необходимые товары и услуги с меньшими издержками и необходимого качества. 
Специалисты утверждают, что около 70 % новых фирм (компаний) прекращают свою деятельность в течение первого года.  Основная причина  этого  явления  –  отсутствие  у  их  владельцев предпринимательского  таланта.  Этот талант считается  одним  из  основных  ресурсов  любой экономики, но обладают им, по разным оценкам, всего 5– 10 процентов населения.  
Не все  люди  подходят  для  предпринимательской  деятельности,  и  большинство  в  роли наемного работника может достичь гораздо большего успеха, чем в своем деле. Но как понять, есть ли у человека талант предпринимателя, и стоит ли ему открывать свою фирму? 
Причины, по которым одни предприниматели успешны в бизнесе, а другие –  нет,  всегда  вызывали  интерес  у  специалистов.  И  после  ряда  исследований  они  выявили  три  группы факторов, которые в значительной мере влияют на результат будущей деятельности человека, планирующего открыть свое дело:   
  • деловые навыки;  
  • личные качества;  
  • способность приносить необходимые жертвы ради воплощения своего замысла в жизнь. 
Какими же деловыми навыками должен обладать человек, чтобы стать успешным предпринимателем? 
Во-первых, высокой общеобразовательной и профессиональной подготовкой.  
Во-вторых, отраслевым опытом, причем, особенно ценны знания отрасли, приобретенные непосредственно перед созданием нового предприятия.  
В-третьих,  опытом  руководящей  работы  –  ведь  приобретенные  ранее  качества  и  проверенные способности делают начинающего предпринимателя более подготовленным в отношении разнообразных задач, возникающих при учреждении нового предприятия.  
В-четвертых, опытом участия в создании предприятий, который позволяет быстрее распознать и оценить трудности раннего этапа работы, преодолеть или даже избежать их.  
Наконец, в-пятых, во всех областях общения  с людьми, будь то управление персоналом, работа в группе, переговоры с деловыми партнерами  или  отношения  с  клиентом,  большое  значение  для  обеспечения  успеха  имеет  наличие  высокой  социальной  компетенции.  Ее  основными  составляющими  являются  коммуникационные способности, контактность, готовность и умение разрешать конфликты, внимание к партнеру, чувство ответственности, эмоциональная устойчивость, мотивационные  способности,  стремление  обучаться,  способность  к  самоанализу,  чувство  справедливости. 
Многие  современные  исследователи  в  качестве  главной  составляющей предпринимательства  используют  понятие  «предпринимательская  позиция», которая определяется тремя параметрами:  
  1. Принятие риска –  готовность взять на себя предпринимательские и хозяйственные риски, что выражается в приоритете очень рискованных проектов с большими шансами на высокую прибыль по сравнению с менее рискованными проектами с небольшими,  но вполне гарантированными поступлениями; 
  2. Превентивная активность – готовность инициировать  акции и проекты, на которые  конкурент  должен  обязательно  отреагировать.  Предприниматель  пытается  первым,  намного опережая своих конкурентов, ввести новые продукты, технологии, услуги, организационные формы и т. п.   
  3. Инновационность – готовность широко проводить научные исследования, разработки  и  инновации,  при  этом  неудачи  воспринимать  как  неизбежные  издержки  риска,  а  инновационный успех – как вознаграждение. 
Сами же предприниматели, как показывают опросы социологов, к числу личностных черт, обеспечивающих им эффективную деятельность в предпринимательстве, относят следующие:  
  • способность быстро принимать неожиданные решения;  
  • умение рисковать;  
  • коммуникативные способности;   
  • агрессивность характера;  
  • интуитивные способности;  
  • умение работать с людьми;  
  • устойчивость поведенческих и ценностных стратегий в различных ситуациях. 
Интересно, что часть предпринимателей считают, что их управлению фирмой мешает излишняя жесткость, а другие, наоборот, придерживались позиции, что их недостатком является психологическая мягкость.   
Социологи также отмечают достаточно «спокойное» отношение предпринимателей к своим особенностям характера и высокий уровень самооценки. Многие из предпринимателей считают «полезными» все свои качества, утверждая, что именно они формируют уникальность образа и неожиданно обеспечивают победу.   
Предприниматель – это в определенной степени мечтатель. Он привносит энергию в любую человеческую деятельность. Воображение переносит его в будущее. Он –  ускоритель изменений. Предприниматель живет будущим,  никогда не живет прошлым.
Предприниматель  –  это творческая личность, которая лучше всего справляется с неизвестностью, создает возможности, конструирует гармонию из хаоса. Если менеджер строит дом и вселяется в него на всю жизнь, то предприниматель в момент, когда дом  еще не окончен, принимается планировать строительство нового дома.  
Занятие предпринимательством требует от человека: 
  • исключительной  самодисциплины  и  готовности  напряженно  работать  неограниченное время без надежды на немедленное получение доходов;  
  • отказа от отпуска и постоянной работы по вечерам и выходным дням; 
  • сокращения времени, уделяемого семье и личным интересам.  
Любому человеку, прежде чем принимать решение об открытии своего дела, следует серьезно проанализировать свои способности и возможности и определить, обладает ли он хотя бы половиной качеств, необходимых предпринимателю.