Теория:

Продолжаем раскрывать тайны гласных. Мягкие командиры
Сказочник продолжал повествование.
 
Фея Фонетика произнесла:
- Мой друг, но иногда бывает так, что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук!
- Как же так? А Йотики... Понял! Именно тогда они и прячутся в кармашках, правда?

Графика уже выводила новые слова-подсказку: «мел, лён, люк, мяч».
Когда я произнёс эти слова, увидел, что Йотики спрятались в кармашки, только их чубчики остались снаружи! Чубчики уж очень напоминали мягкую подушечку!

 подушка.png

Ту самую, на которой отдыхают... согласные звуки!!!
Всё правильно!!! Ведь в словах, написанных Графикой, Е стоит после М, Ё — после Л, Ю — после Л, Я — после М!

- Получается, что если Е, Ё, Ю, Я стоят после согласных, то они не только обозначают один звук, но и подкладывают под голову согласных свой чубчик-подушечку, делая согласный мягким. 
Феи довольно улыбались, а Графика уже вновь рисовала что-то в воздухе:

 раб мягк зел.png
 
- Вот почему на этаже написано «Мягкие командиры»! Буквята И, Я, Е, Ё, Ю стоят после согласного и командуют: «Звучи мягко!»
 
Фея Графика нарисовала домик такого согласного:
 
d2.png
 
- А после согласного остаётся звук... — продолжала фея Фонетика.
- Стойте, подождите! Я сам попробую догадаться!
 
Мне вспомнилась картинка:
 
еёюя.png
 
- Если Йотик занят и подкладывает мягкую подушечку согласному, значит... на месте буквы Е остаётся [э], Ё — [о], Ю — [у], Я — [а]! Правильно?!?
- Совершенно верно! - похвалила меня фея Фонетика, а Графика вывела в воздухе: [м'э]л, [л'о]н, [л'у]к, [м'а]ч.
- А как же буквёнок И смягчает согласный, у него же Йотика нет!
- А буквёнок И — самый важный из мягких командиров, так как он единственный, кто может быть и буквой, и звуком! У него особые права, поэтому, если И встаёт после согласного — тот тут же становится мягким, а подушечку сам себе подкладывает! Поэт А. Усачёв даже стихотворение сочинил по этому поводу:
 
Я, ребята, признаю:
Нет такого звука: Ю.
(Ю=Й+У)
И, открытье, не моё,
То, что нету звука: Ё.
(Ё= Й+О)
Заодно, скажу, друзья,
Также нет и звука: Я.
(Я= Й+А)
И, прошу поверить мне,
Нет на свете звука: Е.
(Е=Й+Э)
 
- Как же всё это запомнить?!? - спросил я.
Все жители этого этажа побежали на сцену, приглашая меня посмотреть спектакль о Белоснежке. Буквята пообещали, что фраза из этого спектакля поможет навсегда запомнить И, Я, Е, Ё, Ю! Я внимательно смотрел на сцену и не пропустил того момента, когда фея Графика вывела волшебную фразу, которую произнёс самый грустный гном:
 
мягкие командиры.png
 
- А вы её заметили, ребята? — спросил Сказочник.
- Вот так я побывал на этажах гласных буквят. Раскрыл их тайны. Понял, почему же гласных букв 10, а звуков всего лишь 6! А на прощание все гласные решили со мной попрощаться и спели хором песню. Вот фото того выступления:
 
2 этажа.png
 
- А вы, ребята, поняли, почему хористы стоят именно так?
- Чтобы я не забывал твёрдых и мягких командиров, буквята подарили мне вот такое фото:
 
все гласные.png
 
А феи Фонетика и Графика преподнесли в подарок ещё одну картину. Давайте её рассмотрим!
 
картина общая гласные.png
 
Тут Сказочник принёс из своего домика картину.
- Почему в картине так много красного цвета?
- Почему феи расположились так далеко друг от друга?
- Почему слово «ЗВУКИ» написано прозрачным цветом, а «БУКВЫ» чёрным?
- При чём тут градусник с обведённой красным кружком цифрой?
- Отчего в картине появились 2 ладошки?
- При чём здесь эмблема шоу «Голос»?
- Почему красный человечек смело проходит сквозь стену?
- Почему во фразе гнома подчёркнуты именно эти буквы? Что она помогает нам запомнить?
- Что означают синяя и зелёная стрелки?
- Какая фраза поможет вспомнить «твёрдых командиров»?
- При чём тут участница шоу «Уральские пельмени»?
- Какие гласные и когда могут обозначать 2 звука?
Когда ребята ответили на все вопросы Сказочника, они сами указали ему на непонятное слово:
- Возле гласных звуков написано: «Образуют слог»... А что такое слог?!?
Сказочник улыбнулся:
- А это совсем другая история. Если интересно — приходите завтра!
Источники:
По мотивам сказки Л. Бурмистровой «Чудесные приключения в стране Словографии»; конструкция-приём О.Л. Соболевой «При чём тут (здесь)...?», используемый для формирования навыка установления связей и одновременно речевого развития в учебниках и учебно-развивающих пособиях О.Л. Соболевой; http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/02/11/prodolzhaem-raskryvat-tayny-glasnyh-myagkie-komandiry