Теория:

Антонимы (от греч. anti — против, onyma — имя) — это слова, противоположные по значению.
Пример:
мир — война, тепло — холодно, свет — тьма, громкий — тихий, мало — много.
Антонимические пары могут составлять и фразеологические единицы.
Пример:
кот наплакал (\(=\)мало) — куры не клюют (\(=\)много).
Как правило, антонимы можно подобрать к словам со значением качества. Конкретные имена существительные (типа шкаф, палка, ботинки) антонимов не имеют, редко встречаются антонимы у имён числительных..
Самые богатые на антонимы части речи — качественные имена прилагательные, качественные наречия, глаголы. Бывают антонимичные пары и среди предлогов.
Пример:
на — с, от — к, под — над и др.
Большинство антонимов имеют разные корни, но бывают и однокорневые антонимы. Противоположное значение в таких случаях создаётся с помощью отрицательных приставок не, без, анти, контр и др.
Пример:
интересный — неинтересный, честный — нечестный, опасный — безопасный, военный — антивоенный, революционный — контрреволюционный.
Многозначное слово в зависимости от значения может иметь разные антонимы.
Пример:
глубокая река — мелкая речка; глубокие знания — поверхностные знания.
Антонимы встречаются в пословицах, поговорках, в художественной литературе (в том числе в названиях произведений).
Пример:
«Учёный водит, а неучёный следом ходит»; «Легко найти счастье, а потерять и того легче»; «Добро всегда побеждает зло»; «Дни и ночи», «Толстый и тонкий».
В современной лингвистике иногда говорят о контекстуальных антонимах,
т. е. словах, противопоставленных в определённом контексте: «Волки и овцы». Полярность значений таких слов не закреплена в языке, их противопоставление носит индивидуально-авторский характер. Писатель может выявить противоположные качества у различных понятий и на этом основании противопоставить их в речи.
Пример:
ср.: не мать, а дочь; солнечный свет — лунный свет; один год — вся жизнь.
Однако слова, называющие подобные понятия, не являются антонимами, так как их противопоставление не воспроизводится в языке, оно окказионально.
В художественной литературе антонимы часто используют для создания антитезы — стилистического приёма, заключающегося в резком противопоставлении понятий, явлений.
Пример:
«Полюбил богатый — бедную,
Полюбил учёный — глупую,
Полюбил румяный — бледную,
Полюбил хороший — вредную:
Золотой — полушку медную» (М. Цветаева).
Другой стилистической фигурой является оксюморон.
Оксюморон — это соединение слов, выражающих противоположные, несовместимые с точки зрения логики понятия.
Пример:
сладкая скорбь, молодой старичок, пышное увядание.