Теория:

Настоящее время глагола
Глаголы настоящего времени показывают, что действие происходит в момент речи, и отвечают на вопросы: «Что делаю?», «Что делаешь?», «Что делаем?» и др. 
Пример:
я (Что делаю?) иду по лесной тропинке.
Формы настоящего времени есть только у глаголов несовершенного вида.
Они образуются с помощью личных окончаний глаголов.
Пример:
пою, поём, поёшь, поёте поёт, поют.
Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам и числам. Значения лица и числа выражают окончания глаголов.
Пример:
смотришь (во \(2\)-м л., ед. ч.), спим (в \(1\)-м л., мн. ч.), летят (в \(3\)-м л., мн. ч.).
Глаголы в форме настоящего времени не имеют рода.
Будущее время глагола
Глаголы будущего времени показывают, что действие происходит после момента речи, и отвечают на вопросы: «Что будем делать?», «Что сделаем?», «Что будешь делать?», «Что сделаете?» и др. 
Пример:
летом я (Что сделаю?) поеду в Крым.
Я (Что буду делать?) буду петь в хоре.
Образование форм будущего времени
  
ПростаяСложная
образуется от глаголов совершенного вида при помощи личных окончаний:
(Что сделаю?) посмотрю; (Что сделаешь?) посмотришь...                                          
образуется от глаголов несовершенного вида при помощи глагола быть и неопределённой формы глагола: (Что буду делать?) буду смотреть; (Что будешь делать?) будешь смотреть...
 
Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам.
Пример:
прочитаю (в \(1\)-м л., ед. ч.) — прочитают (в \(3\)-м л., мн. ч.); будешь читать (во \(2\)-м л., ед. ч.) — будем читать (в \(1\)-м л., мн. ч.).
У глаголов в будущем времени нельзя определить род.
 
Обрати внимание!
Запомни! Глаголы победить, убедить, ощутить, чудить, очутиться и некоторые другие не образуют формы \(1\)-го лица единственного числа настоящего или будущего времени. При употреблении этих глаголов используются другие глаголы или словосочетания.
Пример:
могу очутиться \(=\) окажусь, хочу убедить, стану победителем...
Источники:
Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М.: ЧеРо, 1999.